Илья ЗЫРЯНОВ
Продолжаем рассказ о вспомогательных подразделениях Камышловского ЭТЗ, без которых невозможно основное производство. На этот раз мы побываем на участках, обеспечивающих завод теплом и электроэнергией, познакомимся с людьми, отвечающими за транспортировку грузов.
С наступлением холодов в усиленный режим переходит паросиловой участок завода. Два паровых котла производят по 10 тонн пара в час. Используют его не только в отоплении, но и в системах приточно-вытяжной вентиляции, а также для нагрева технологических жидкостей, применяемых в обезжиривании деталей. Пятнадцать лет назад заводскую котельную перевели с мазута на газ и до сих пор продолжают модернизировать.
– В прошлом году мы отремонтировали один из двух водогрейных котлов, сейчас готовимся к установке ещё одного, парового, – рассказывает начальник паросилового участка А.О. Клюев. – Мощности, конечно, и так хватает, но время не стоит на месте, надо работать на перспективу. Новый котёл будет той же производительности, но с более широким диапазоном её регулирования, что позволит избежать избытка пара в летний период.
Обо всех тонкостях этих сложных процессов А.О. Клюев рассказывает подробно, отлично разбирается в вопросе. А специального образования при этом не имеет – «всему работа учила», как он сам выразился. Многое Александр Олегович перенял от бывшего начальника котельной Василия Петровича Елуфимова и опытнейшего мастера Сергея Дмитриевича Рогалёва, который до сих пор здесь трудится.
В общей сложности коллектив паросилового участка насчитывает 37 человек – это сантехники, операторы котельной, слесари по обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования и прочие специалисты. Более 75% оборудования завода работает на сжатом воздухе от мощной компрессорной станции, обслуживает её ещё одна отдельная бригада. Также в штате есть аппаратчики, которые готовят химически очищённую воду на производственные нужды. В 2015 году для этого установили отдельную станцию. Саму же техническую воду берут из заводской скважины, накачивая в месяц порядка 8000 кубометров.
Оставив позади шум котлов, встречаем главного энергетика КЭТЗ Д.А. Молодецкого. Он проводит нас в центральный электрораспределительный пункт 10 кВ. Кроме него, допуск туда имеют лишь мастер электроцеха и его заместитель. Электроэнергией предприятие обеспечивает Тюменская дистанция электроснабжения. Гарантирующий поставщик – АО «ЭнергосбыТ Плюс».
– В течение последних лет на предприятии проводятся плановые модернизация, реконструкция и замена устаревшего электротехнического оборудования, – рассказывает Дмитрий Анатольевич. – В 2012 году, когда мы реконструировали распредпункт, решили параллельно установить газопоршневую установку мощностью 600 кВт. Собственная генерация электроэнергии обходится в три раза дешевле, чем её закупка, но весь завод такая установка обеспечить не может.
Персонал энергомеханического отдела составляют преимущественно мужчины, но есть исключения. В одном из кабинетов знакомимся с техником Евгенией Васильевной Неупокоевой. Её обязанности – отчёты, справки, составление графиков технического обслуживания оборудования и хранение его паспортов, словом, вся бумажная, но не менее ответственная работа, которой она занимается уже много лет.
Следующий на нашем пути – транспортный участок. По словам его начальника С.В. Ярославцева, раньше на КЭТЗ было гораздо больше машин – завод самостоятельно доставлял продукцию в Москву, Санкт-Петербург и другие отдалённые города. Сейчас для этого чаще нанимают сторонние организации. Но и сами заводчане, бывает, выезжают за пределы нашей области: привезти материалы для производства или доставить на железную дорогу модульную станцию и своих специалистов, которые помогут установить её на месте. Самый дальний рейс – во Владивосток – в прошлом году совершил водитель Александр Валентинович Кошелев. Поездка эта длилась более месяца.
На сегодняшний день в коллективе транспортного участка трудятся 19 человек, 10 из которых – водители с правами почти всех категорий. Автопарк насчитывает 18 единиц техники, не считая той, что приписана к цехам. Пару лет назад предприятие обзавелось новым автобусом, а в этом году – ещё одним автомобильным краном.
По заводской территории снуют юркие мотороллеры. Знаменитых «муравьёв» за два последних года заменили современными аналогами с электродвигателями. Сменились и водители – места стажистов, ушедших на заслуженный отдых, заняли молодые сотрудники. Загружены они по полной программе, у каждого свои маршруты: из первого цеха – в гальванику, затем в цех № 3, в пластмассовый и так далее. С большим трудом нам удалось встретиться с Игорем Николаевичем Прожериным. На заводе он работает с прошлого года.
– Перевожу детали реле и стативов между цехами, – говорит молодой человек, – работаем мы в две смены. За восьмичасовой рабочий день каждый из нас проезжает по 15-20 километров.
Грузоподъёмность мотороллера – не более 300 килограммов, всё, что тяжелее, перемещают погрузчики. А самые ответственные операции, такие как погрузка готовых модулей или металла – задача для машиниста автомобильного крана. С 2016 года этим занимается Александр Перфирьевич Микушин, водитель с большим опытом.
Есть на транспортном участке ещё один кран – козловой, который видел каждый, проходя по перекидному мосту. Установили его здесь в 2004 году. А в 2005-м в его кабину впервые села хрупкая на вид женщина, которая управляет этой громадиной до сих пор – В.И. Алексеева. На участок она пришла 20 лет назад, начинала с должности уборщика помещений, но вскоре выучилась в Екатеринбурге на машиниста козлового и мостового кранов. За смену она отгружает 80-120 релейных шкафов – это две-три автомобильные фуры.
Интересуюсь, не страшно ли ей по несколько раз в день забираться по такой крутой лестнице.
– Высота тут небольшая и уже привычная, а вот в башенный кран я бы ни за что не залезла, – смеётся Валентина Ивановна.
Погрузочная площадка – конечный пункт длинной производственной цепочки, здесь заканчивается наша очередная экскурсия. Но знакомство с коллективом ЭТЗ мы обязательно продолжим в следующей публикации.
Фото: На паросиловом участке.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Вы, этэзэшники, зачем газ, дефицитный для камышловцев, жжете на производство электроэнергии. Из-за того, что вы израсходовали лимит пропускной способности газопровода, людям в Камышлове не дают подключиться к газу и им приходится топиться дровами и углём. Давайте меняться, вы будете добывать электроэнергию из угля, а людям газ отдадите. Что, на Рефтинской или Белоярской не хватает электричества или вы последний сухарь на вашем заводе доедаете, что вам на электричество денег не хватает? Этих 600 кВт электрической мощности по расходу газа хватило бы на подключение к газу 50-60-ти домов ИЖС.
@ Дед:
Кто первый встал, того и тапки) Отстояли в своё время производственные лимиты, почему сейчас отдавать должны. Тут проблема в другом, в решении газовиков-монополистов…
Газ — шанс заработать. Правда без газа зарабатывает больше людей, стоить лишь посмотреть объявления про дрова.
Так-то администрация города виновата,что не может газифицировать город.
Вообще-то это звериный оскал дикого капитализма, если назвались социально-ориентированным государством то и надо, прежде всего, делать жизнь людей лучше, а не заботиться о набивании карманов неких акционеров АО Элтеза, которым дела нет до жителей Камышлова. Не обеднели бы, покупая электроэнергию по цене, как все остальные. Давайте, попробуйте из газа делать электроэнергию для своего дома, враз отключат. Понятно, что объёмы газа им дали на уровне Москвы, но ситуацию в конкретном Камышлове тоже надо было учитывать, совесть должна быть.