Многим, кто ездит в сторону деревни Шилкиной или села Калиновского, приходилось видеть спортсмена, бегущего по обочине дороги. Это наш титулованный марафонец, а в миру — преподаватель физкультуры Порошинской школы Андрей Казанцев.
Это человек-движение, человек-воля, человек-выносливость. Бег для него такой же обычный способ передвижения, как для нас ходьба. И его ежедневные пробежки не проходят даром. В мае он вернулся из Италии, где в городе Бергамо проходили сразу два чемпионата по суточному бегу — мира и Европы. И на обоих сборная России, за которую выступал А. Казанцев, в призерах. Домой он привез золото чемпионата Европы и серебро чемпионата мира. О суточном беге, о выносливости и о достижениях — наш разговор.
— Что собой представляют соревнования по суточному бегу? Сколько километров нужно пробежать?
— Конкретной дистанции нет. Цель в том и заключается — пробежать за сутки как можно большее расстояние. Есть круг, по которому нужно бежать 24 часа. На различных соревнованиях его длина разная. Например, на чемпионатах России в Москве — это круг стадиона 400 метров, причем каждые четыре часа нужно менять направление движения. А на кубке России в Санкт-Петербурге — круг 5 км по шоссе. Кстати, это два основных соревнования, на которых проходит отбор в национальную сборную. А так обычно круг от одного до трех километров, на котором есть пункт питания, туалеты, медицинская палатка, губки для охлаждения. А еще есть нормативы. Для мастера спорта у женщин это 200 км, у мужчин — 240.
— Как давно принимаете участие в чемпионатах?
— Первый раз поучаствовал в 2000 году. Занял по России первое место и попал в сборную. С тех пор из нее не выходил. И каждый год принимаю участие в мировых и европейских чемпионатах.
— Учитываются и личные, и командные результаты?
— Да, соревнования лично-командные. Если б награждали только трех лучших мужчин и женщин, было бы не так интересно. А так подсчитывается сумма результатов каждого участника команды. За все чемпионаты, в которых я участвовал, наша сборная всего два раза не была на пьедестале. А чемпионами Европы становимся уже в третий раз. Чемпионами мира, правда, еще не были, но второй раз занимаем второе место. Нынче бежали 28 команд со всех континентов, кроме Африки.
— На допинг проверяют?
— У меня всего один раз пробы на допинг брали. Конечно, у призеров после соревнований могут проверить. Существует строгий список, где даже лекарственные препараты наподобие анальгетиков уже считаются допингом. Так что лучше вообще ничего не принимать, а тот, кто принимает, сильно рискует.
— Как погода в Бергамо, благоприятствовала? Или…
— В день старта стояла жара около
30 градусов, хотя до этого было прохладно. Итальянцы и французы плохо выступили. Вроде обрадовались, что тепло, побежали, но многие жары не вынесли и сошли. А вот немцы и шведы, как ни странно, к такой погоде устойчивей оказались. А мы по жаре не очень быстро побежали в надежде, что к ночи наверстаем. И наверстали.
— Суточный бег — такая дисциплина, в которой многие не доходят до финиша, мышцы забивает…
— Здесь нужна хорошая подготовка. У нас свои методики тренировок. И скорость не надо сильно развивать. Если бежишь километр за пять минут, нужно постараться как можно дольше этот темп выдержать (11-12 км/ч). Некоторые легкоатлеты думают: «Разве это скорость?», а после нескольких часов бега они в полной прострации, мышцы забиты, еле передвигаются. И тогда говорят: «Да, суточный бег — это тяжело».
— Бежать приходится долго. Чем себя развлекаете, о чем мечтаете?
— Чтобы быстрее все закончилось (смеется). Обычно просто по сторонам смотрю. Иногда разрешают брать с собой плейеры, тогда музыку слушаешь и ни о чем не думаешь. Еще такая тонкость. Когда во время суточного бега все хорошо, ничего не болит, то хочется спать. А если есть какой-то раздражитель, нога, например, поднывает, то это даже лучше, это не дает тебе уснуть.
— Как же вы пришли к марафонским дистанциям, как тренировали выносливость?
— В школе я и спринтером был. Бегал на 100, 400 метров, в высоту и длину прыгал, занимался в конькобежной секции (жил я тогда в Асбесте). Если надо было, бежал и на длинные дистанции. Со временем стал считаться специалистом по ним. Кроссы городские выигрывал, чувствовал, что есть выносливость, нравилось преодолевать себя. И вроде получалось. Если бы изначально стал специализироваться на сверхдлинных дистанциях, может быть, добился и больших успехов. Но зато теперь бы так не бегал, потому что израсходовал бы свой ресурс раньше. А так у меня шло всё по нарастающей.
— Каков возраст суточников?
— В основном, люди старшего возраста, за 35 лет. Если кто-то до 30 лет бежит — это нонсенс. У молодых, как правило, терпенья не хватает.
— Областное министерство спорта или областная федерация поощряют вас как-то?
— Нет. Так, если встретимся в коридорах со специалистами министерства, спросят, как съездил, выслушают, руку пожмут…
«Камышловские известия» тоже жмут вам руку, Андрей Геннадьевич, поздравляют с высокими наградами и желают через год завоевать и золото мирового чемпионата. Мы по праву можем гордиться спортсменом, прославляющим Камышловский район и Свердловскую область, и хотим, чтобы на областном и на российском уровне его заслуги отмечались по достоинству.
Сергей ОЗОРНИН.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»