Сб, 26 Сен. 2020 г. 12 +   Подпишись на новости «КИ»
26 августа 2012, 16:00

Как действовать покупателю



Прав овой ликбез

Наш читатель А.В. Немкин пишет: «Всё меньше и меньше порядочных людей, всё больше процветает алчность. Кругом непомерные поборы, всё за счёт простых людей… Где контроль, для чего мы содержим целую армию чиновников? Покупателей обманывают, они ходят, обивают пороги полиции, прокуратуры, судебных приставов. И всё безрезультатно…».
Таких обманутых покупателей довольно много, к тому же не каждый знает, как поступить в той или иной ситуации. В материале помощника судьи вы можете найти ответы на некоторые вопросы.

Что необходимо знать потребителю

Отношения покупателя с продавцом регулирует закон «О защите прав потребителей», который призван защищать преимущественно интересы потребителя-гражданина, более «слабой» стороны в договоре, нежели продавца. Тем не менее, российское законодательство в этой области не отличается жёсткими санкциями в отношении продавца.
Однако активность потребителя по защите своих прав на российском рынке всё ещё невелика. Приобретя некачественный товар, покупатель не всегда предъявляет претензии продавцу, а высказав недовольство и встретив отказ обменять или вернуть деньги, не всегда обращается в суд. Объяснить эту тенденцию можно лишь неосведомлённостью в области защиты своих прав, другими словами – незнанием алгоритма действий в такой ситуации.

Приобретаем бытовую технику

Наибольшее количество вопросов возникает при покупке бытовой техники ненадлежащего качества. Это теле-, аудио-, видеоаппаратура, сотовые и радиотелефоны, холодильники, СВЧ-печи, компьютеры, копировальная техника и другие технически сложные товары.
Чтобы убедиться в качестве выбранного товара, вы вправе потребовать у продавца показать его в действии. Конечно, если вы покупаете, скажем, электрочайник, продавец не обязан вскипятить на ваших глазах воду. Но если приобретаете, например, телевизор, вы вправе потребовать его включить и настроить.
При покупке вам должны передать установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы (технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи, инструкцию по эксплуатации и другие документы). К информации, которую до сведения покупателя обязан довести продавец и на которую следует обратить особое внимание, относятся сведения об основных потребительских свойствах товара, правила и условия его эффективного и безопасного использования; гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара.
Эти правила и условия должны содержаться в инструкции по эксплуатации бытовой техники. Если такая инструкция не передана покупателю, то в случае выхода из строя техники по вине покупателя, последний может ссылаться на отсутствие в этом его вины, ведь он не знал, как правильно эксплуатировать технически сложный товар. Другой случай: инструкция покупателю передана, однако в ней недостаточно информации, в результате чего вина покупателя в поломке также будет отсутствовать, так как, согласно закону, «продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах».

Читайте также:  Подвела дорога? Требуйте компенсацию

Что даёт гарантия?

Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, именно продавец должен доказывать, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации. Например, купив сотовый телефон с гарантией на год, через месяц «счастливый» покупатель обнаруживает неисправности. В этом случае предполагается, что недостатки возникли в результате производственного дефекта, пока продавец не докажет обратное. Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, предполагается, что недостатки возникли по вине потребителя, пока последний не докажет обратное (в этом случае потребитель должен провести экспертизу за свой счёт).
Если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявлять претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи ему товара.
Кроме того, продавец по требованию покупателя обязан ознакомить его с сертификатом или декларацией о соответствии либо с заверенной копией сертификата, либо с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом).

Из практики суда

Как показывает практика Камышловского городского суда, в последнее время участились случаи приобретения гражданами мягкой мебели в одном из торговых домов Камышлова: индивидуальный предприниматель, получив полностью или частично деньги за товар, не поставляла его покупателю. Граждане обращались в суд с требованиями о расторжении договора купли-продажи, взыскании уплаченной суммы за товар, неустойки, компенсации морального вреда и т.д. Кроме того, с предпринимателя в бюджет города взимается штраф в размере 50% от взысканной суммы.

Ирина АЛИЕВА, помощник судьи Камышловского городского суда.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2020 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании с kam-news.ru активная ссылка обязательна.
Техническая поддержка RUSev

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: