В середине апреля в Камышловском районе появился первый ребенок, покусанный клещом. С вопроса «Наверное, этот факт скорее исключение, нежели правило?» мы начали беседу с врачом-неврологом ЦРБ И.Е. Мелехиной, недавно побывавшей на межрегиональной научно-практической конференции, посвященной вопросам эпидемиологической безопасности населения области.
— Самый высокий процент покусанных малышей — в возрасте до шести лет. Ведь клещи обитают на низких кустарниках и траве. А трех-шестилетние «жертвы» росточком невелики и являются «лакомым подарком» особенно для энцефалитного клеща. Тем более, что он имеет свойство совершенно безболезненно присасываться, и ребенок не чувствует укуса.
Родители почему-то уверены, что клещи живут только в лесах, и не считают необходимым каждый день осматривать малышей. А ведь более 80 заболевших встретились с опасным «врагом» в парке или на садовом участке. Мифом является и предположение, что клещи активны только в жаркую погоду: даже при дневной температуре плюс пять градусов они за несколько метров чувствуют приближение «жертвы» и готовы к «броску». Энцефалитный клещ кусает малыша в голову, поэтому заболевание протекает в очень тяжелой форме, от чего дети становятся инвалидами или погибают.
— А если родители быстро обнаружили клеща? Поставить ребенку иммуноглобулин — и малыш останется здоровым…
— Такой спасительный укол, увы, не панацея. В мире иммуноглобулин уже не используется, так как изготавливается на основе крови. Подобные препараты таят в себе возможную угрозу передачи ребенку доселе неизвестных вирусов. И это опасно. Единственный эффективный способ обезопасить ребенка — вакцинация.
— Можно ли сразу распознать энцефалитного «врага»?
— Нет, это невозможно. Только в лабораторных условиях. Да и болезнь дает о себе знать только через 1-3 недели, когда температура у ребенка поднимается до 39-40 градусов, начинаются сильная головная боль, рвота, озноб. Вирус в это время размножается в клетках спинного и головного мозга, вызывая паралич мышц шеи, лица, плеч и рук, нарушение сознания, вплоть до комы. Особенно тяжело видеть, когда страдают дети. Прискорбно осознавать, что паралич неизлечим, что ребенка можно потерять. А ведь здоровье малыша было в руках родителей.
— Но ведь невозможно ребенку запретить гулять, бегать, играть…
— Конечно, это абсурд. Но есть единственное средство защитить малыша — прививки против клещевого энцефалита. Только родительские предрассудки мешают обезопасить ребенка. Но что страшнее и горше: высокая температура несколько дней или уход всю жизнь за инвалидом? Побочные эффекты и реакции возможны на любой лекарственный препарат, в том числе и на вакцину. А ведь в 2008 году на отечественном рынке появились вакцины с детской дозировкой «ФС МЕ — Иммун Джуниор», «Энцептур детский», имеющие низкую степень побочных эффектов. Своим детям — Артему и Ане — мы поставили прививку «Энцептур детский», и никаких болезненных реакций не было. Поэтому я не только как врач, но и как мама настоятельно советую родителям защитить своих детей от клещевого энцефалита и поставить прививки.
— Спасибо за беседу.
Ирина ПЕТРОВСКАЯ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»