Илья ЗЫРЯНОВ
Каждый второй вторник февраля прогрессивное человечество отмечает неофициальный праздник, посвящённый ответственному и безопасному использованию сети интернет. Это хороший повод ещё раз поговорить о киберпреступлениях, ставших настоящим бичом современности.
По словам нашего собеседника, зам. начальника полиции по оперативной работе Андрея Пермикина, уже в этом году камышловским межмуниципальным отделом МВД выявлено восемь преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (в аналогичном периоде прошлого года было семь). Все они – в сфере мошенничества.
– В последнее время получила распространение новая схема, – рассказывает Андрей Викторович. – Гражданину поступает звонок через мессенджер Ватсап якобы от работника банка. Звонящий говорит потенциальной жертве, что с её счёта пытались похитить денежные средства, мол, ничего сообщать не нужно, только проверьте – есть деньги на счету или нет? Гражданин, не отключаясь от программы мессенджера, проверяет личный кабинет в своём банке – вводит цифровой или графический ключ. Убедившись, что деньги на счету, сообщает об этом звонившему лицу, и после этого средства пропадают.
Дело в том, что в новом обновлении программы Ватсап, которое вышло в декабре-январе, мессенджер по умолчанию имеет доступ к телефону и может дистанционно вести запись экрана, даже если пользователь его свернул. Как только он ввёл графический ключ либо пинкод, злоумышленники это увидят.
В этом году так похитили больше 100000 рублей у пожилого жителя нашего города. Он не сразу заметил пропажу. Мошенники отключили ему все уведомления, чтобы подольше оставлять в неведении. Но когда деньги понадобились, а на счету их не оказалось, мужчина обратился в полицию. Схему удалось выявить после запроса в банк. Возбуждено уголовное дело, проводятся следственные действия, запланированы оперативные мероприятия. Стоит ещё раз напомнить: работники банков мессенджерами не пользуются. Если и позвонят, то только посредством аналоговой или цифровой сотовой связи.
– Сообщают ли администраторы мессенджеров информацию о переписках в интересах следствия?
– На основания судебного решения – да. Но это длительный процесс. Единственная проблема в этом плане – с приложением Телеграм. Его владельцы не предоставляют доступ к личным данным пользователей.
– Чем отличаются контактный и бесконтактный способ мошенничества?
– В первом случае гражданин беседует со злоумышленником, и тот вводит его в заблуждение. Под различным предлогом пытается получить доступ либо к денежным средствам на лицевых счетах, либо к сайту Госуслуг, при помощи которого он в дальнейшем может оформить заявку в банк, получить кредит и перевести деньги. Во втором случае гражданам никто не звонит. Мошенничество совершается с использованием вредоносного программного обеспечения, которое гражданин, сам того не подозревая, устанавливает на своё устройство. Оно может быть замаскировано под официальное приложение – личный кабинет банка, например. Может прийти СМС с текстом «неужели это ты?» и ниже ссылка. Гражданин переходит по ней, а там – пустая страница. Но вредоносная программа уже у него в телефоне. Отмечу, что мошенничеств бесконтактным способом за истекший период нынешнего года не зарегистрировано.
– Как отличить вредоносное письмо от настоящего от того же банка?
– Разница может быть в малозаметном знаке в адресной строке. Мошенники искусно копируют корпоративный стиль – цвет, логотип и шрифт – всё один в один. Чтобы обезопасить себя раз и навсегда, рекомендую обратиться в местное отделение банка и установить там личный кабинет. Все сообщения будут приходить в нём.
– Какие сведения необходимо получить мошенникам, чтобы взломать страницу Госуслуг?
– Для этого им достаточно знать четырёхзначный код, который приходит на телефон. Он поможет в дальнейшем получить доступ к личному кабинету, персональным данным. Эти цифры ни в коем случае нельзя никому сообщать. Люди уже понимают, что работники банка и сотрудники правоохранительных органов не просят такую информацию. Поэтому злоумышленники ещё сильнее изощряются: представляются сотрудниками газовой службы, поликлиники, притворяются, что проводят социальный опрос, для которого надо передать данные.
В Свердловской области был случай: женщине доставили в подарок дорогой красивый букет цветов и открытку с пожеланиями. От кого – не понятно. Женщина обрадовалась. А на следующий день ей позвонили якобы из службы доставки: мол, вам сейчас придёт четырёхзначный код, назовите его и подтвердите, что получили букет. Женщина его сообщила и тем самым предоставила доступ к личному кабинету на Госуслугах. Лишилась крупной суммы денег.
– Какие ещё меры безопасности вы посоветуете?
– Многофункциональные центры (МФЦ) сейчас предоставляют такую услугу, как самозапрет на кредит, на случай его дистанционного оформления путём взлома личного кабинета либо ввода в заблуждение. Функцией самозапрета в основном пользуются молодые граждане в отношении своих престарелых родителей, чтобы те ничего лишнего не оформили ненароком, пока их самих нет рядом. В смартфонах есть опция, позволяющая принимать звонки только с тех номеров, которые сохранены в телефонной книге. Это очень удобно, действенно и востребовано. Кроме этого, у каждого оператора сотовой связи есть свои программы по борьбе со спамом.
– Удавалось ли поймать кибермошенников?
– В прошлом году сотрудники нашего отдела установили личности десяти человек, вступивших в сговор с кол-центрами. Уголовные дела по ним ушли в суд. Камышловцев среди них нет. В данном случае речь идёт о контактном мошенничестве с использованием посредников. Злоумышленники зачастую орудуют из-за рубежа. Но находятся и наши сограждане, которые хотят на этом подзаработать. Ведь для того чтобы денежные средства поступили на зарубежный счёт, нужно, чтобы их кто-то у жертвы забрал и перевёл. Большинство похищенных средств, как и раньше, уходят на Украину. На территории РФ также имеются кол-центры. Людей устанавливают, уголовные дела изымаются из нашего производства, направляются по месту совершения преступления. Но такие случаи не так часты, как хотелось бы.
– Какая вероятность вернуть похищенные деньги и какое предусмотрено наказание?
– В отношении упомянутых лиц написаны исковые заявления от потерпевших, ущёрб им возмещают. Один из преступников похитил у пожилой женщины более 400000 рублей. За свою работу взял тысяч двадцать, остальное перевёл нанимателям. Суд поначалу дал ему два года условно – парень молодой, 19 лет. Но он посчитал наказание слишком суровым, обжаловал его. И тогда областной суд приговорил парня к двум годам реального срока.
– Профилактика даёт какие-то результаты?
– Да, люди становятся грамотнее. Порой приходят, сообщают, что был подозрительный звонок, но отвечать не стали. Другие наоборот общаются, зная, что с ними разговаривает мошенник, понимают, как себя вести. Но и преступники не сидят без дела, разрабатывают новые схемы. Они также мониторят социальные сети, новостные каналы, видят, как работает МВД. Профилактику среди населения мы ведём постоянно. В первую очередь она направлена на людей пожилого возраста. Делается это контактно – сотрудник должен убедиться, что человек понял то, о чём ему рассказали. Порой три раза приходится к нему наведаться. Бросить листовку в почтовый ящик – это неэффективно. Мы посещаем трудовые коллективы, а также образовательные учреждения, поскольку в преступлениях бывают задействованы молодые люди – так называемые дропы. Это подставные лица, которые продают свои банковские карты, чтобы в дальнейшем мошенник мог совершить преступление. Такой лёгкий заработок чреват серьёзными последствиями. Для людей, которые передают свой финансовый инструмент, коим является банковская карта, предусмотрена уголовная ответственность. Мы предостерегаем подростков: постороннее лицо может попросить карту только для совершения преступления. Статья 187 УК РФ относится к категории тяжких. По первой её части может грозить до семи лет лишения свободы, в случае, если подросток осознанно идёт на такой шаг. Напомню, что уголовная ответственность наступает с 16 лет.
– Сколько человек в нашем отделе полиции борются с киберпреступлениями?
– Конкретно за этой линией закреплён один человек – это старший оперуполномоченный уголовного розыска Дмитрий Владимирович Максимов. Он уже давно работает в органах, регулярно повышает квалификацию, обладает необходимыми качествами. В этом деле много бумажной работы – приходится делать запросы, чтобы выйти на конечного получателя денежных средств. Ведь перед этим деньги могут погулять по стране со счёта на счёт. В главном управлении есть специализированная служба, которая занимается борьбой с киберпреступностью по нашим запросам. Это очень тонкая специальность. Думаю, со временем и в нашем отделе появятся сотрудники со специализированным образованием. В целом же раскрытием интернет-преступлений занимаются многие подразделения. Речь ведь не только о хищениях денежных средств. Здесь и незаконный оборот наркотиков, и экономические преступления. Перечень обширный.
– Благодарим за беседу и удачи в вашей работе.
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Заместитель начальника полиции по оперативной работе МО МВД России «Камышловский» подполковник полиции Андрей Пермикин.
© Редакция газеты «Камышловские известия»