К 70-летию Победы
В ходе работы над проектом «Камышловцы – защитники блокадного Ленинграда» я узнал, что наравне с мужчинами сражались и женщины, а вернее, ещё совсем юные девчонки. Но они проявляли такой героизм и отвагу, что мне захотелось рассказать о них на страницах газеты.
Среди них были Анисья Ивановна Путинцева – связист Волховского фронта, Анна Александровна Фертикова – радист Ленинградского фронта, Наталья Даниловна Зеленина – командир отделения ПВО, Екатерина Ивановна Золотухина – командир санитарного взвода (знаменитый «Невский пятачок»), Тамара Григорьевна Ситникова – старший матрос, командор Балтийского флота, Мария Михайловна Новикова – санинструктор, Евгения Михайловна Ващенок – младший лейтенант медслужбы, Анна Антоновна Рачеенкова – техник-лейтенант отделения связи, Валентина Тимофеевна Солонинина – сержант морской артиллерии, Анна Прокопьевна Мошегова – матрос Балтийского флота и многие другие, всех не перечислить. Но рассказать мне хочется о двух девушках, с родственниками которых мне довелось встретиться.
И пришла похоронка
Ираида Тимофеевна Осипова, а тогда просто Рая, начала свою службу в Эстонии. Дивизия с боями отступала к Ленинграду по берегу Финского залива. Калище, Лебяжье, Малая Ижора, Ораниенбаум – вот её маршрут.
Воевала в 34-м медико-санитарном батальоне 48-й стрелковой дивизии. Дивизия закрепилась на отведённом ей участке Ораниенбаумского пятачка. А в дальнейшем он стал плацдармом в боях по снятию блокады Ленинграда. Медсанбат обосновался в Малой Ижоре, и до 14 января 1944 года девушки находились в окружении. Они стойко переносили голод, холод, бомбёжки, обстрелы.
В сентябре 1941 года, как рассказывает дочь Осиповой Т.В. Ширяева, они сопровождали баржи с ранеными через Чудское озеро. Было тихо, будто не было войны… И вдруг загромыхало дальнобойное орудие, да ещё немецкие самолёты налетели. Что тут началось! Снаряды рвались со всех сторон, кричали люди, тонули баржи. Рая чудом осталась жива, всё было в дыму, и под его покровом они поплыли по течению. Тогда ошибочно на Раю пришла первая похоронка домой.
Много подобного ей пришлось ещё испытать, несколько раз приходилось сопровождать раненых на самолёте из Ленинграда в Ярославль. Однажды снова попала в окружение, командир приказал зарыться в большую воронку от снаряда вместе с ранеными. И вот приближаются немцы, все дружно приставили пистолеты к виску, решили живыми врагу не сдаваться! К счастью, фашисты не заметили их и проехали в нескольких метрах, в эту ночь доброволец Рая Осипова поседела.
Пришлось выбираться из окружения самостоятельно, а ее родственникам отправилась вторая похоронка, думали, пропала девушка. Но назло всем врагам Ираида Тимофеевна выжила, вернулась домой. Она награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и орденом Отечественной войны 2-й степени. До самой смерти эта удивительная женщина оставалась бодрым, неунывающим и жизнерадостным человеком!
«Товарищ тендер»
Тамара Петровна Косякова любой ценой стремилась попасть на фронт, и вот она уже под Ленинградом, через Ладогу попадает в город. Люди там изможденные и голодные. Но она находит где-то силы приободрять бойцов и улыбаться.
После учебы Тамара попала на береговую базу отряда тендеров, который обслуживал малую трассу «Дороги жизни». Тендеры были детищем ленинградцев. Это незамысловатые самоходные суда. В суровую зиму 1941-1942 годов рабочие строили их на судостроительных верфях города под вражескими бомбежками. Вся Балтика с уважением и любовью называла их «товарищ тендер», ибо моряки перевозили на них боеприпасы, продовольствие, медикаменты, а обратно вывозили эвакуированных, раненых и детей.
Благодаря морякам Ладожской военной флотилии кольцо вокруг Ленинграда фашисты не смогли замкнуть. В отряде тендеров Тамара была библиотекарем, выдавала морякам книги, ходила по частям, подразделениям, занималась агитационно-пропагандистской работой. Девчонки спешили к морякам с газетами, новостями, письмами из дома. После прорыва Тамара попала в Кронштадт, затем в Ораниенбаум. Так стала краснофлотцем береговой базы подводных лодок Балтийского флота. От перенапряжения и нехватки витаминов потеряла зрение, лечилась в госпитале.
Племянница Косяковой И.А. Балыбердина рассказала такой эпизод: «Началась очередная бомбежка, и Тамара с подругой укрылись в окопе, спокойно пережидая налет. Но когда увидели рядом с собой лягушек, с визгом выскочили из окопа». Вот какими были наши девчата на войне, лягушек испугались, а смерти смотрели прямо в лицо! И ещё Ирина Анатольевна рассказала, как однажды девчатам выдали новое обмундирование, радости их не было предела. А утром проснулись – беда, от новеньких сапог остались одни подошвы, всё съели крысы!
Т.П. Косякова награждена орденом Отечественной войны 2-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Хочется закончить свой рассказ словами из песни Александра Розенбаума:
Их не звали, тут разве до них,
Ведь девчонки в войну не играют,
Им все больше наряды да вальс полуночный.
Но зажглись бортовые огни,
Лучшей доли себе не желали
Наши дочки, страны нашей дочки,
И пронесся их вальс вихрем огненных трасс,
Вихрем огненных трасс…
А дом далеко-далеко,
И мир далеко-далеко,
По плоскости стук сапог,
Девчата, вернитесь в срок!…
Игорь ЯКОВЛЕВ, студент Нижне-Тагильской социально-педагогической академии
Фото Российские тенденции
В статье использованы материалы из книги М.И. Полуяктовой «Судьбы, опаленные войной» и личные воспоминания родственников. Автор выражает благодарность руководителю проекта Л.А. Третьяковой за оказанную помощь в подготовке работ.
© Редакция газеты «Камышловские известия»