Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
12 февраля 2011, 10:00

Ждите нас с победой



В прошлом году в одном из номеров «КР» был напечатан материал «Солдатский треугольник», в котором приведено письмо, нашего земляка, участника Великой Отечественной войны Федора Лукича Зырянова, 1897 года рождения. Одно письмо — это еще не вся биография защитника Отечества, поэтому автор материала надеялся, что откликнется кто-то из членов семьи.

И действительно, откликнулась дочь — М.Ф. Николаева. Мы сидим с Маргаритой Федоровной в ее доме по улице Комсомольской, перебираем солдатские письма. Федор Лукич писал часто, практически раз в две недели. Дорогами войны он шагал около года, за это время написал около трех десятков теплых и содержательных писем.
Маргарита Федоровна, хотя ей и было к началу войны восемь лет, хорошо запомнила своего папу. Одно за другим, словно порывшись в глубинах памяти, вспоминает эпизоды, случаи, события прошлых лет. До войны ее отец работал лесничим в Аксарихе. Весной 1941 года купил патефон. Очень любил его слушать. Одну и ту же песню мог ставить многократно. На замечание жены, Пелагеи Степановны, всегда отвечал: «А, может, я в последний раз слушаю». Будучи на фронте, в письмах всякий раз спрашивал: «Как там моя музыка?».
Сейчас этот патефон находится в музее школы № 3. В 2008 году его передала учитель русского языка и литературы Л.П. Захарова Людмила Павловна — внучка Федора Лукича.
Началась война. Маргарита Федоровна отчетливо помнит, как вдалеке, на краю леса, показались розвальни. Федор Лукич на ходу бросил: «Все, мне везут повестку». Так и случилось. Вначале его зачислили в трудовую армию, был в Березовском, а 18 февраля 1942 года мобилизовали в Красную армию. Строевую подготовку и первое знакомство с минометами осваивал в Красноуфимске. После обучения – на фронт. В письме он написал: «Провожали очень весело, с духовой музыкой. Столько войска нас пошло, что глазом не обведешь. Весело было, и слез хватало».
После разгрома фашистов под Москвой не думал Федор Лукич, что война будет грохотать не один год, потому и настроение в письмах было порой мечтательным. Вот что он пишет дочери: «Ну, как ты, играешь в патефон?.. Жди меня домой по цветочкам. Я вот съезжу на фронт и приеду домой».
Боевой путь Федор Лукич начал в 1-й роте 164-й дивизии 531-го стрелкового полка минометного батальона. 17 апреля 1942 года, отправляясь на Южный фронт, просит Федор Лукич у семьи прощения и благословения.
Конец июля сложился на фронте жарким. Трижды наши бойцы ходили в атаку, попадали под авиабомбежки. Здесь-то и получил Федор Лукич свое первое осколочное ранение в левую руку, но, сделав перевязку, остался в строю. В августе на Сталинградском направлении его опять ранило, и опять в левую руку, но теперь уже более серьезно. Курс лечения проходил в Саратовском госпитале, рука заживала медленно. Из Саратова, когда раны закрылись, его направляют в Бугуруслан, где курс лечения продолжается: ванны, разработка пальцев. Домой Федор Лукич писал: «Очень больно, пальцы не гнутся два месяца». Только 25 октября он снова отправляется на фронт, по его выражению, «на морозе плохо дюжу».
Зиму 1942 года Федор Лукич встретил в должности сержанта, замкомвзвода. Казалось бы, и подумать-то о доме некогда, а боец пишет родным: «Не грустите, побольше работайте в тылу и помогайте нашему фронту, для того, чтобы быстрее нам разбить врага, и ждите нас с победой в свой родной дом. Враг будет разбит».
1943 год. Немало камышловцев приняло участие в форсировании Днепра, не миновала эта учесть и Ф.Л. Зырянова. Трагически для Федора Лукича сложилась эта переправа, тонул, но ему посчастливилось, его вытащили, откачали, и… опять в госпиталь.
В этот же год Пелагея Степановна и Маргарита Федоровна получили извещение о том, что Зырянов Федор Лукич без вести пропал. Прошло 68 лет. Уже нет мамы, а Маргарита Федоровна до сих пор не знает, где покоится прах ее отца, но мечтает побывать на его могиле. Где она? Может быть, ответ на этот вопрос в очередной раз смогут дать поисковики?
Рассказ о Федоре Лукиче хочется закончить словами его же письма: «До свидания, дорогая моя семья. Может, и огорчение было в жизни, ну, что сделаешь, не у одних нас это бывает. Не поминайте лихом. Еще я написал бы своей дочери, но никак не могу писать, слеза пробивает».

Читайте также:  Бурите скважину «на известняк»

Александр КРАЕВ.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.