Галина ШИПИЦЫНА
У неё удивительно молодые глаза! Весёлые, удалые, с задорной хитринкой и, пожалуй, даже шальными искорками. «Ах, эти чёрные глаза!» – это про неё. Когда она выходит на сцену, я чувствую этот свет – через весь зрительный зал – и тоже зажигаюсь в ответ лихой энергией, позитивом, куражом. Да разве только я! На любом концерте, на любой сцене, когда объявляют ансамбль народной песни «Чеботуха», зал знает: это будет праздник. Потому что такой характер у его руководителя Тамары Михайловны Тырышкиной.
Какой-то счастливый ветер «принёс» в 1988-м к нам на Урал черноглазую певунью, и это был точно ветер перемен. 28-й год поёт она в Скатинских коллективах, солирует и руководит.
Она не могла не связать свою жизнь с песней. По нескольким причинам. Родилась в поющей семье. Далеко-далеко, в Забайкальском крае, на самой границе с Монголией (она была через дорогу, монголы в гости к нам ходили, шутит Тамара Михайловна), среди диких степей и сопок (совсем как в той песне) в селе Мангут выросла черноокая, чернокосая девочка. Родители – коренные жители, отец – плотник, мама занималась хозяйством. И всегда в семье пели. Отец запевал, все подхватывали. А песни были народные, протяжные, проголосные, «долгие». Любимые отцовские – «Под окном черёмуха колышется», «Садил черёмушку я…».
– Ведь раньше как пели! – рассказывает Тамара Михайловна. – Сегодня, например, у нас гуляют, выходят с песнями, у соседей тоже стол накрыт – к ним зашли, попели, и так целый день из дома в дом с песнями. А ещё есть у нас в селе особое сословие – «семейские», потомки высланных с запада в Сибирь Екатериной II для освоения земель. Голубоглазые, русые, говорят по-своему как-то, и песни у них другие.
И всю эту народную культуру девочка впитывала с самых ранних лет и тоже – пела, сколько себя помнит. А село Мангут не простое. Когда-то это была казачья станица. И говорили, что живут в нём прямые потомки забайкальских казаков.
– Может быть, это и неточно, – улыбается Тамара Михайловна, – но песни казачьи люблю больше всего и всегда их пою.
А что такое казачьи песни? В них лихая удаль, задор, напевность, необычайная эмоциональность – и в то же время сила, глубина, печаль. Точно как характер моей героини. Ведь быть казачкой не обязательно только по принадлежности к сословию, это – состояние души! А какой же казак без песен!
Ну а третья причина – это буквально знак судьбы: день рождения у Тамары Михайловны 25 марта, в самый праздник работников культуры. И как же могла она после всего не стать артисткой?
Сначала закончила Читинское культпросветучилище (специальность – хоровое дирижирование), потом, спустя много лет, институт культуры в Улан-Удэ (режиссёр массовых праздников). И как-то приехала в гости в Скату, да и осталась. С тех пор радует нас своим талантом. Поёт в Скатинском хоре русской песни, руководит вокальной группой «Родные напевы» из Фадюшиной, детскими фольклорными коллективами Скатинского ДК «Уралочка» и «Башмачок» (сюда родители приводят даже трёх- и пятилетних крошек). И, конечно, она создатель и руководитель яркой, искромётной, любимой «Чеботухи» (между прочим, в этом году коллективу присвоено звание народного).
Репертуар своим коллективам «собирает» Тамара Михайловна отовсюду: где услышит, что понравится. Одну из новых весёлых песен «Закрути-ка усы», например, случайно услышала по телевизору. Разыскали с солистом Николаем Машьяновым в Интернете слова, мелодию – и он победил на областном конкурсе «Казачья доблесть». А если перечислять все победы и награды ансамбля и самой Тамары Михайловны, и газеты не хватит.
Завтра она отмечает профессиональный праздник и юбилей. Но я ни за что не поверю цифре в паспорте. И в характере, и в душе, и в глазах её – всегда не больше двадцати пяти. Такая натура – молодая, казацкая.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»