Вт, 23 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Вт, 23 Апр. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Когда ветеринары плачут
08 октября 2021, 16:00

Когда ветеринары плачут



Галина ШИПИЦЫНА

Одно из самых страшных ветеринарных заболеваний – африканская чума свиней. Для человека безопасна. Среди животных поражаются только домашние свиньи и дикие кабаны. Страшно то, что разносится вирус АЧС мгновенно и буквально «выкашивает» поголовье. Лечение этой заразы на сегодняшний день запрещено, эффективные средства профилактики ещё не разработаны. Средство только одно – полное уничтожение поголовья свиней в радиусе 20 километров от очага инфекции.

К сожалению, жителям Камышловского района осень 2021-го запомнится страшным событием – появлением на нашей территории африканской чумы свиней. Слухов в народе ходит много, и самых разных. О том, как буквально по часам велась и ведётся борьба с распространением АЧС, рассказал руководитель Камышловской ветеринарной станции по борьбе с болезнями животных М.А. Булдаков.

Лечение африканской чумы свиней на сегодняшний день запрещено, эффективные средства профилактики ещё не разработаны. Средство только одно – полное уничтожение поголовья свиней в радиусе 20 километров

26 сентября. 7 часов 30 минут. Поступило сообщение от ветврача, который обслуживает Обуховский ветучасток и прикреплённые к нему населённые пункты, о том, что в селе Калиновском произошёл внезапный падёж трёх свиней у владельца личного подсобного хозяйства И.А. Савина.

8.00. Бригада ветврачей выезжает на место для отбора проб.

8.40. Проведено вскрытие животных, взяты материалы для анализа. По внешним признакам первое подозрение на АЧС.

27 сентября. 16.00. Получены подтверждённые результаты экспертизы случая АЧС на территории Камышловского района.

К вечеру этого дня прибывает эпизоотический отряд, дислоцирующийся в соседних – Ирбитском и Талицком – районах. На выездах из Калиновского установлены дезинфицирующие маты для автотранспорта, организованы два полицейских поста, чтобы проводить досмотр машин на предмет вывоза из села продуктов свиноводства и живых свиней. Остальные выезды перекрыты. Назначено круглосуточное дежурство ветврачей, полиции, дезинфекционного автомобиля ДУК. Несколько раз бригада выезжает в личное подсобное хозяйство Савина и производит учёт поголовья свиней, установлена смерть ещё нескольких животных.

29 сентября. Провели отчуждение свиней в неблагополучном населённом пункте. Проверили каждое хозяйство, животных усыпляли бескровным методом путём инъекции. Затем грузили в машины и вывозили в специально подготовленное место. Была выкопана глубокая яма, в которую заложены горючие материалы. Туда сгружали животных и продукты свиноводства.

И загорелся первый костёр.

29 сентября. После изъятия свиней начата дезинфекция в очаге инфекции.

Вечером примерно в километре от Ирбитского тракта в лесу обнаруживается большое количество свиных трупов. Какой «добросовестный» хозяин сделал это, неизвестно, заведено уголовное дело. Вечером Михаил Александрович Булдаков в присутствии егеря Боровского охотхозяйства Андрея Торкунова сделал вскрытие трёх трупов, взяты пробы на анализ. После первого же разреза доктору стало ясно, что диагноз тот же: АЧС.

Так на территории района был обнаружен второй очаг инфекции. Следов диких кабанов и других зверей поблизости видно не было, заметны только птичьи расклёвы.

30 сентября. Было организовано сжигание этих животных на месте обнаружения, дезинфекция второго очага.

2 октября. Началось отчуждение (изъятие) животных в населённых пунктах, попавших в так называемую угрожаемую 20-километровую зону. Определили маршруты для четырёх бригад. На сегодняшний день первый этап отчуждения завершён. Но в связи с обнаружением второго очага радиус расширился на восток, захватив населённые пункты Галкинского и Восточного сельских поселений и частично территорию Пышминского района.

Читайте также:  Всюду наши кабачки

Такова хронология событий двух последних недель. Остался ряд вопросов, на которые ответил М.А. Булдаков.

Самым трудным было выдержать изъятие, это непростое мероприятие и для хозяев животных, и для нас. Но это наша работа, ничего не поделаешь
– Часть корпусов свинокомплекса «Уральский» по месту расположения тоже попадает в угрожаемую зону. Животные, находящиеся на этих площадках, отчуждению не подлежат?
– У свиноводческих предприятий существуют четыре степени защиты – компартаментализации, в «Уральском» – самый высокий, четвёртый уровень. Любой работник, прежде чем попасть на его территорию, проходит строгую санобработку, то же самое и с автотранспортом. Сегодня, в связи с карантином, введены дополнительные меры безопасности – например, вахтовый метод работы.

– Как же появился вирус в нашем районе?
– Официальной версии нет, но, скорее всего, инфекция занесена с кормом. Проверяется версия занесения при скармливании непроваренных пищевых отходов.

– Будет ли компенсирован ущерб людям, у которых были изъяты животные?
– В каждом случае составляется акт изъятия, куда вносятся данные о количестве животных, их весе. Этот документ является основанием для получения денежной компенсации, которая будет осуществляться через Департамент ветеринарии. Однако только в том случае, если животные были зарегистрированы в похозяйственных книгах, которые ведутся в каждом сельском поселении.

– Сейчас егеря усилят наблюдение за поголовьем кабанов в лесу?
– Эта работа ведётся круглый год. Мы регулярно выезжаем на поисковые рейды по охотугодьям с целью обнаружения трупов кабанов. Сейчас трудно сказать, попал вирус в дикую природу или нет, пострадает ли популяция кабана.

В лесу обнаружили большое количество свиных трупов. Какой «добросовестный» хозяин сделал это, неизвестно, заведено уголовное дело
– Как долго будут длиться мероприятия по стабилизации эпизоотической обстановки?
– В настоящее время проведена дезинфекция в очагах, перед снятием карантина она будет проведена повторно. Карантин снимается через 30 дней после завершения всех мероприятий. Главное – слаженность и чёткость работы, потому что экономический ущерб, который может принести АЧС, колоссальный. Предприятия теряют миллиарды рублей.

– Как долго нельзя будет после этого на нашей территории хозяевам заводить хрюшек?
– После снятия ограничений в течение года в угрожаемой зоне свиней держать нельзя.

– Такая круглосуточная нагрузка легла на плечи вашего коллектива. Не только физическая, но и моральная. Выдержали?
– Самым трудным было выдержать изъятие, это непростое мероприятие и для хозяев животных, и для нас. Но пришлось. Некоторые наши девушки-ветврачи первое время даже плакали вместе с хозяевами. Но это наша работа, ничего не поделаешь. Сейчас постепенно возвращаемся к привычному режиму. Если новые очаги не возникнут, останется только завершить отчуждение животных и дезинфекционные мероприятия.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.