Когда малыш идет в школу, бывает, что из более-менее спокойного он в один миг превращается в своенравного ребёнка, мало реагирующего на обычные просьбы родителей. Взрослые чувствуют свое бессилие, часто срываются на крик или грозят наказанием. Многие и не догадываются, что это кризис семи лет.
Да, я шут… Так что же?
Оказывается, новые симптомы – это всего лишь обертка действий, которые важны для развития ребёнка.
- В движениях и словах дошкольника возникает какая-то искусственность, нарочитость, нелепость. Он часто кривляется, строит из себя шута. Теперь в его поведении выражается не то, что он непосредственно думает, а то, как он хочет выглядеть.
- Если раньше малыш реагировал на слова родителей достаточно быстро, то сейчас между просьбой взрослого и действиями ребёнка появляется пауза. «Кризисное» чадо может оттягивать выполнение неприятных для него обязанностей или игнорировать их.
- Ребёнок открыто оспаривает требования и ограничения, которые ставят перед ним родители, либо говорит, что ему некогда этим заниматься. Дошкольник отказывается от выполнения привычных требований и обязанностей.
- Ребёнок пытается подражать взрослым. Как правило, это строится на копировании поведения родителей.
- Он настаивает на своём, независимо от содержания вопроса. Ребёнку важно отстоять своё мнение, а не получить то, на что он якобы претендовал.
- У ребёнка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию.
- В этом возрасте ему важно слышать похвалу результатов своей деятельности.
У каждого свой ритм
Логично, что если у ребёнка меняются образ жизни, самоощущение, поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных способах взаимодействия с ним. Необходимо и начать заранее готовить ребёнка к новому образу жизни, чтобы ускорить его адаптацию к школе.
- Установите чёткий режим дня. Примерно за полгода до сентября приучите ребёнка пораньше ложиться и вставать.
- Если он пойдет в первый класс, зная, где находится классный кабинет, как зовут учителя и что представляет собой школа, то с первого дня будет чувствовать себя увереннее.
- Обговорите с ребёнком его новые права и обязанности. Нужно создать у первоклассника ощущение, что ответственность, которая на него возлагается, – это проявление доверия, а не стремление его нагрузить и заставить что-то делать. Постепенно расширяйте зону ответственности ребёнка за его личные дела.
- Давайте ребёнку свободу. Некоторые правила должны быть закреплены (например, поддержание порядка в комнате). Способ же их выполнения и время могут оставаться за ребёнком. Тем самым вы как бы говорите ему: «Я тебе доверяю, я думаю, что ты справишься».
- Дайте ребёнку видеть последствия своих поступков. Только так он сможет понять, что сам ответствен за них.
- Учитесь, играя. Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. Это будет стимулировать его лучше, чем любые уговоры.
- Поощряйте детскую дружбу.
- Не торопите события. Ваш ребёнок в любом случае преодолеет свой кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам хотелось бы. У каждого свой ритм.
Ольга ЛИХАЧЕВА, педагог-психолог детсада № 16
© Редакция газеты «Камышловские известия»