Коммуналка
Жилищно-коммунальная система в России переживает нелегкие времена. Поправки, вносимые в законодательство, порой еще больше запутывают граждан, нежели облегчают взаимоотношения с коммунальщиками. Сегодня, в связи с постановлением правительства РФ № 344, часть пунктов которого вступила в силу с 1 июня 2013 года, у потребителей вновь возникли вопросы.
В первую очередь связаны они с 44 пунктом, который гласит, что коммунальный ресурс, потреблённый многоквартирным домом сверх установленного норматива на общедомовые нужды, будет оплачивать исполнитель услуг (управляющая компания, ТСЖ). Каков порядок начисления сегодня? Нажег дом энное количество киловатт, часть из них приходится на индивидуальное потребление, а остальное распределяется между всеми собственниками помещений пропорционально занимаемой площади. Что в результате? Порой плата за лампочку в подъезде выходит дороже, чем за квартиру.
Именно эту несправедливость и должен был исправить пункт 44, обязывающий объём ресурса, предоставленного на общедомовые нужды, который превысил норматив, оплачивать не жильцов, а исполнителя. Это бы стимулировало управляющие компании эффективнее содержать внутридомовые инженерные сети и выявлять незаконные подключения, ведь потери уже не списать на потребителей.
Но не тут-то было. В этом же пункте имеется такой абзац: «Порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация». Поправка эта вполне логична, не будет же поставщик услуги работать себе в ущерб. Ресурс потреблён, значит, за него нужно платить.
В каких же случаях ресурсоснабжающая компания является исполнителем коммунальной услуги? На сайте газеты «Камышловские известия» один из комментаторов предположил, что если ресурсоснабжающая организация начисляет плату гражданам напрямую, как это делает ОАО «Свердловэнергосбыт», то она и является исполнителем услуг.
Вот что сообщила пресс-служба ОАО «Свердловэнергосбыт» по этому поводу: «Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги «электроснабжение» на территории Камышловского городского округа и напрямую начисляет потребителям плату за электроснабжение их жилья. При этом между гражданами и гарантирующим поставщиком действует публичный договор электроснабжения. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 540), договор между потребителем и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети».
Исходя из ответа можно предположить, что для признания ресурсоснабжающей компанией себя исполнителем, достаточно лишь поставлять коммунальный ресурс (электричество, вода, теплоэнергия) и производить расчёт с населением напрямую. Но тогда кто будет отвечать за внутреннее содержание инженерных сетей, по которым ресурс доставляется потребителю, и какую роль при этом играет управляющая компания (как известно, почти все дома в Камышлове находятся в управлении управляющих компаний или ТСЖ)?
Четкого ответа ни в Гражданском, Жилищном кодексах, ни в постановлениях правительства № 354 и № 344 не нашлось. Имеются только юридические определения «ресурсоснабжающая организация» и «исполнитель услуги», а также перечислены обязанности, которые должен соблюдать исполнитель услуги. Так, в пункте 31 постановления правительства № 354 сказано, что исполнитель должен самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, а также проверять наличие и исправность приборов учета.
В поиске более полной информации мы воспользовались просторами Интернета. В нескольких источниках, например, на сайте www.klerk.ru обнаружили, что ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальных услуг в случае, если одновременно выполнены три следующих условия:
1) собственники помещений выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом (ст. 44-49 и 161 Жилищного кодекса РФ);
2) собственники помещений в многоквартирном доме (каждый от своего имени) заключили с ресурсоснабжающей организацией договор предоставления соответствующего вида коммунальных услуг: холодного, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (часть 2 ст. 164 Жилищного кодекса РФ);
3) собственники помещений в многоквартирном доме заключили на основании решений общего собрания договор оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги с той же ресурсоснабжающей организацией, с которой у них заключен договор предоставления коммунальных услуг (часть 1 ст. 164 Жилищного кодекса РФ).
Теперь давайте посмотрим, много ли в Камышлове многоквартирных домов, имеющих непосредственную форму управления? Официально такой дом один (Загородная, 29). Имеются ли у жителей договоры на предоставление коммунальных услуг, заключенные с ресурсоснабжающими организациями напрямую? У части населения такие договоры действительно есть на руках. Исполняет ли ресурсоснабжающая организация обслуживание и (или) ремонт внутридомовых инженерных сетей? Работы эти выполняет управляющая компания путем договорных отношений с обслуживающими (подрядными) организациями.
Значит ли это, что обозначенные условия ОАО «Свердловэнергосбыт» не соблюдены? Чтобы это выяснить, мы направили официальный запрос в Региональную энергетическую комиссию и Госжилинспекцию области. Как только будет получен ответ, продолжим разговор о наболевших коммунальных вопросах.
Елена МАРКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
И как так никто ничего не знает. Всё они знают! Только из последних сил пытаются «перетянуть одеяло на себя». Будем надеяться на жил инспекцию. Я лично получу квитанцию за июнь и сразу, если увижу, что МОПы расчитаны по прежнему, туда отправлю. А то они так долго могут голову морочить. Надо же! Уже пора квитанции за июнь рассылать, а «Свердловэнергосбыт» еще не знает как МОПы населению начислять!
«договор между потребителем и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети» – а когда например подключена моя квартира? Вообще-то, сразу после постройки и сдачи дома в эксплуатацию, я так понимаю, это в 1981г. Тогда еще и «Свердловэнергосбыта» не было. И абонентов сменилось немеряно, потому что квартиру несколько раз перепродавали. И лично я напрямую ни с каким энергосбытом договор на поставку электроэнергии не заключала. Так что чушь какая-то получается. Да и к тому же раз они исполнители, почему тогда показания приборов учета управляющая компания ходит снимает? Вобщем одни вопросы! А ведь уже июнь и пора бы четко и внятно разъяснить порядок начисления. Да что говорить, у нас вечно всё задним числом.
Думаю, что на сайте энергосбыта в личном кабинете уже можно распечатать свою квитанцию или хотя бы посмотреть на нее.
А за квартиру квитанция (лично мне) уже пришла
а свердловэнергосбыта нет вопросов как начислять плату за МОП. Они же назвали себя исполнителями, значит буду начислять по-прежней схеме. Никаких изменений. Правомочно это или нет, будет видно из ответа Госжилинспекции и минрегионразвития
Самое интересное, была в Водоканале, они ж теперь вроде как тоже отдельно начисляют, там сказали что «Ограничивающий фактор» будет применяться. У нас только «Свердловэнергосбыт» вымудривает. Попала мне одна бумажка от свердловэнергосбыта случайно. Так вот, там список предприятий, которые работают по договору ОАО «Управляющая компания», есть в этом списке МУП «ЦРА», которая в нашем доме находится. Это я к тому, что предприятия-то, находящиеся в жилых домах, со «Свердловэнергосбытом» работают не напрямую, а через УК, оказывается. А с чего тогда жильцы, которые никаких договоров не заключали – напрямую? И, например, данная ЦРА электроснабжение получает через наш общедомовой счетчик (ее потом вычитают), а не напрямую от столба. Сделана эта ЦРА из бывшей квартиры, стало быть на нее тоже должен распространяться этот публичный договор, но однако у Свердлорвэнергосбыта эта аптека числится как по договору через управляющую компанию. Аптека тоже МОПы платит. И что получается? К ним будет применяться ограничивающий фактор, а к жильцам дома нет? Что-то по моему тут неладно.
Кстати список тваких предприятий длинный, некоторые функционируют очень давно, а договорчики то чсерез управляющую компанию заключены. И возникает вопрос а почему же предприятию бы напрямую со свердловэнергосбытом договора не заключать? И сам собой напрашивается ответ: скорее всего нельзя. Потому что все эти предприятия находятся в жилых домах. А дома-то управляющая компания обслуживает, и договорами всё таки она заведует, а не сами собственники.
у многих собственников (на удивление) со Свердловэнергосбытом договора заключены напрямую (независимо какая форма управления домом выбрана).
Будем ждать ответа от Госжилинспекции, это правильно, что редакция туда направила запрос. Но, думаю, всё равно у каждого дома своя ситуация, и, всё равно, жителям самим не помешает обратиться туда, за проверкой правильности начислений. Я лично жду квитанцию.
На сайте «Свердловэнергосбыта» квитанций пока нет. А информация по начислению МОПов вообще никогда не открывается. Всё время пишут, мол, сервис пока недоступен и т.п. (Уже с год точно)
Я так думаю еще у своей управляющей компани можно узнать, с кем какие договора у них заключены. Другое дело, им в свою очередь выгодно скрывать эту информацию, дабы запутать плательщиков.
Я вот помню, до всей этой охинеи с МОПами, до конца 2010г. плату за услугу выставляла ОАО «УК» в единой квитанции была отдельная строка. (у меня все квитанции сохранены)Значит и договор у ОАО»УК» был заключен. Потом когда начались оплаты за МОПы Энергосбыт стал начислять напрямую, но договора с энергосбытом, например, напрямую у меня нет. А в самом энергосбыте тогда говорили, что они УК и Энергосбыт поделили функции. Заметьте – не расторгли договор, а всего лишь функции поделили. Мы когда в ОАО «ОУЖК» переходили, они вроде как опять хотели эти функции себе забрать, но не забрали. Дак значит всё таки должен был быть какой-то договор между этими организациями, раз они так туда-сюда функции перебрасывают. А сейчас отчего-то «Свердловэнергосбытовцы» вымудрить чего-то пытаются. Причем непонятна упертость «Свердловэнергосбыта» им , например, какая разница с кого деньги за МОПы драть, с жильцов или с УК?
На кам1 вычитала что ОАО «ОУЖК» по Камышлову в черный список уж попала. А много ли времени прошло с начала их деятельности в Камышлове? А как заманивали – как заманивали .
И банкротская ОАО «Управляющая компания» в том же списке.
Меняются УК меняются, а толку всё нет и нет. Прям пессимизм какой-то сам собой навевается.