В начале февраля в рубрике «Болевая точка» был опубликован материал о хозяйстве ООО «Камышловское» «Опять ликвидация?» о том, что его последний хозяин И.В. Гаффнер принял решение о ликвидации предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями. И эти самые последствия сильно впечатлили, когда на прошлой неделе мы с фотокором снова побывали в Фадюшиной.
А увидели мы корпуса фермы, двери которой крест-накрест заколочены досками, замок на воротах МТМ, рядом стоят уже давно опустевшие зерноток, корпуса, где выращивали телят, загон для выгула. Вокруг снежное пространство с одинокой строчкой следов. Зашли в первый корпус. В нем часто проводились районные конкурсы профессионального мастерства операторов машинного доения и искусственного осеменения животных. А сейчас — пугающая пустота, там, где еще недавно кипела жизнь. Ощущение такое, как будто на Фадюшинский АПК опустилась летающая тарелка с Марса и унесла все живое, кроме двух жалобно мяукающих кошек, которых мы увидели в проеме разбитых окон сторожки.
Правда, рядом, в маленькой избушке у ворот МТМ, мы услышали голоса. Пять-шесть мужиков разговаривали «за жизнь». Вот так встреча! Мы узнали героев наших публикаций, передовых механизаторов Фадюшинского отделения — комбайнеров, трактористов, ставивших свои рекорды на старой, отремонтированной ими же технике во время посевных, сенокосных, уборочных битв за урожай. А сейчас они исполняют обязанности сторожей.
— Весна, в поле потянуло, — сказал один.
— Ты бы уж давно железки перебирал, готовил своего железного коня к посевной, — добавил второй.
— Нынче мы, мужики, будем только смотреть с горы, как скатинцы да надеждинцы сеют, — подвел итог третий.
Ближайшей своей перспективой они видят биржу труда. В 45-50 лет осваивать «новую целину» вроде как поздновато получается. Здесь их дом, семьи, дети у кого-то еще не разъехались по городам и весям. Работать в отрыве от семьи, в наеме, без социальных гарантий не каждый может. Это и морально, и материально тяжело, бывает, и семьи рушатся, и человек ломается. Но кому, скажите, есть дело до человеческого капитала, которого, кстати, в нашей стране становится все меньше и меньше.
— А что у вас за кошки маются у фермы? Бездомные? — спросили у механизаторов перед уходом.
— Все маемся… И кошки тоже. Их много было. Остальные ушли, когда ферма опустела. Целая вереница кошек к деревне направилась — во картина была!.. Мышей-то тоже не стало. Все покинули наш потонувший корабль.
А теперь, что называется, узнаем точку зрения другой стороны. Илья Владимирович Гаффнер дал 15 февраля обширное интервью информационно-аналитическому агентству «УралБизнесКонсалтинг». Называется оно «Сельское хозяйство нуждается в комплексной модернизации». Вот кое-какие выдержки, касающиеся нас и поднятой темы.
Фадюшинцы, наверное, не знают, что интерес к сельскому хозяйству возник у Гаффнера давно. Но реализовать его не получалось, пока в 2008 году он не стал владельцем сельхозпредприятия «Шиловское», которое находится в Березовском. «…Первоначально это был инвестиционный проект. Но, изучив предприятие, я принял решение всерьез заняться сельским хозяйством. «Шиловское» знаменито своим племенным стадом. Там на протяжении многих лет занимаются селекцией и улучшением коров голштино-фризской породы. Сейчас лучшие коровы дают до 50-60 литров молока в день, средним считается надой в 22-23 литра. Это лучший показатель по Свердловской области… Первые же шаги в новой сфере убедили меня, что необходимо создавать вертикально интегрированную холдинговую структуру, которая будет включать в себя и производство кормов, и молочное животноводство, и пакетирование молока. Поэтому мы приобрели еще три предприятия: ОПХ «Пышминское», ЗАО «Храмцово» и ООО «Камышловское».
— В чем заключается процесс модернизации производства, который вы проводите? Какие у него перспективы?
— Первое, с чего мы начали свою реформу, — это изменение организационной структуры бизнеса. Вместо четырех отдельных предприятий мы сейчас делаем одно — ООО «Шиловское» с филиалами в Камышлове, Пышме и Храмцово. Была возможность обанкротить эти наши предприятия и таким образом снизить затраты на присоединение. Но мы решили сохранить имя и лицо, потому занимаемся их ликвидацией с полной выплатой по всем обязательствам. Для нас это принципиальный момент.
Решение это вполне обосновано. «Шиловское» — лидер в отрасли и по надоям молока, и по стаду, и по племзаводу. Остальные филиалы еще нужно поднимать до его уровня. Там мы будем увеличивать дойное стадо, поднимать надои.
В этом году мы отказались от посева зерновых. В нынешней ситуации это экономически невыгодно. Кроме того, земля за последние годы устала. Ведь условием получения дотаций было постоянное увеличение площади посевов. Чтобы не потерять финансирование, наши предшественники засевали ее ежегодно. Мы же решили оставить поля под сидеральным паром: посадили на них рапс, а осенью пропашем вместе с растениями. Весной не надо будет вносить удобрений.
И еще про модернизацию. Сейчас мы занимаемся внедрением в существующих коровниках технологии централизованной дойки. Пока коровы продолжают содержаться в стойлах, но доиться будут в специальном пункте. Это позволит резко повысить эффективность и производительность труда доярок, качество дойки и молока. Все коровы будут выдоены полностью, молоко не будет терять жирность по пути от стола в молокоприемник. Стоимость проекта — всего 15 миллионов рублей, и он окупится менее чем за три года. Сейчас мы оформляем первый кредит на внедрение этой технологии в Сбербанке. Так, постепенно и будем вести модернизацию».
Лихо, прямо скажем. Трудно было бы что-то возразить, не будь рядом «модернизированной» Фадюшиной, точнее, ООО «Камышловское» — одного из филиалов агрохолдинга «Шиловское». После того, как я прочитала интервью, разговаривала с разными людьми из АПК, управления, бизнеса, и все обращали внимание, что сложно все же понять, в чем заключается процесс модернизации, не в теории, а на практике. Может, не будь в списке филиала ООО «Камышловское» — это было бы сделать легче. Зачем тогда его вообще приобрели? Вроде понятно — для расширения агрохолдинга. А пока (дословно из интервью) «решили остановиться в росте для того, чтобы оптимизировать и структурировать внутренние бизнес-процессы», и ООО «Камышловское» не стало. Что там теперь оптимизировать? Полная пессимизация.
И насчет земли: она, наверное, больше устала от смены хозяев, от неопределенности, потому что и сегодня не имеет четкого юридического статуса. Хотя нет, имеет — это федеральная собственность, и «трогать ее не моги». Разве что сдать в аренду на год. В этом-то и зарыта собака. Местная власть и хотела бы разрубить этот гордиев узел, да прав у нее нет вмешиваться. Так что разрешение этой проблемы впереди.
Очень хорошо пишет о модернизации академик РАН Николай Петраков («Литературная газета», 17-20 февраля 2010 года): «Теперь выдвинут лозунг модернизации, инноваций, повсеместного внедрения нанотехнологий, компьютерных сетей, высоких технологий. Но нельзя не согласиться с точным высказыванием экономистов Шмелева и Федорова: «Новинки XXI века не приживутся в экономике, которая не решила задачи XIX века. Электронный капитализм не создать, минуя ситцевый».
А главная проблема и интеграции, и модернизации, считает он, условия жизни наших людей. Уровень доходов работающей части нашего населения в разы ниже, чем в развитых странах. Пытаются объяснить это относительно низкой производительностью труда россиян, что довольно странно с социальной точки зрения. Во-первых, непонятно, как машинист парижского метрополитена в два-три раза быстрее гоняет поезда, чем машинист московского. Во-вторых, неясно, как токарь шестого разряда может выжать из станка, произведенного двадцать лет назад, продукцию, равную по объему и качеству автоматической линии завода «Сименс». Про село и говорить нечего.
А в заключение приведу высказывание Глеба Ивановича Успенского, известного русского писателя-публициста XIX века: «Оторвите крестьянина от земли, от тех забот, которые она налагает на него, от тех интересов, которыми она волнует крестьянина, — добейтесь, чтобы он забыл «крестьянство», — и нет этого народа, нет народного миросозерцания, нет тепла, которое идет от него. Остается один пустой аппарат пустого человеческого организма. Настает душевная пустота, «полная воля», то есть неведомая пустая даль, безграничная пустая ширь, страшное «иди, куда хошь»…
И снова вспомнилась безысходная фраза фадюшинского мужика: «Весна пришла, потянуло в поле…»
Любовь ГИЛЕВА.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»