Приглашаем к разговору
Как-то раз была в гостях. Моё внимание привлекли полки с книгами. Пробежала по ним глазами. Собрания сочинений Гончарова и Тургенева, ниже – серия «Жизнь замечательных людей». На третьей полке внимание привлекла книга для чтения в начальной школе, выпущенная в середине прошлого века. Открыла и погрузилась в нее…
Акцент – на воспитательный момент
У меня в шкафу много книг и учебников. Попадаются очень интересные экземпляры. По одним училась я, по другим – еще моя мама. Особое место на полке занимает «Букварь» Горецкого. Своим ученикам показала эту книгу, выпущенную еще в Советском Союзе. Увидев на первой странице большой портрет В.И. Ленина, дети заинтересовались: «Кто это?» И вот что я отмечаю. Букварь пронизан духом социализма и патриотизма. Даже в первой части, где идет знакомство первоклассников со звуками и буквами. Во второй – стихи и коротенькие произведения русских писателей: Ушинского, Толстого и других. Есть и рассказы из жизни Ленина, его фотографии. На картинках – дети разных национальностей Советского Союза. Эти произведения воспитывают лучшие человеческие качества – любовь ко всему живому, уважение к людям.
Когда я только-только начала работать с первоклассниками, мы после изучения «Азбуки» того же Горецкого переходили к «Литературному чтению» О.В. Кубасовой. Книга начиналась с текста гимна нашей страны, больше никаких явных патриотических произведений я не заметила. Безусловно, учебники этого автора хорошо построены с дидактической точки зрения – много стихов (а ведь дети стихи не особо любят), в четвертом классе изучают «Подвиги Геракла», былины про богатырей, мифы Древней Греции. Видна скрытая «заточенность» на формирование любви к стране, ее прошлому. На мой, взгляд, очень удачно «вписались» «Библейские сказания», которые помогают ребятам при освоении курса «Основы религиозных культур и светской этики». Помню, когда читали «Девочку со спичками» (короткий святочный рассказ Ханса Кристиана Андерсена), одна из родительниц поделилась со мной, как при перечитывании рассказа они с сыном плакали. Было очень жалко девочку, и это свидетельство того, что не чуждо нашим детям сочувствие и переживание.
– Что там интересного? – раздался голос гостеприимной хозяйки, и я отвлеклась от учебной книги.
О национальной гордости
Первый день отпуска прошел на диване в компании телевизора. Как-то невесело стало после оглашения результатов экзаменов выпускников школ, известий из Украины, окончательно себя «добила» просмотром криминальных хроник. Что же это происходит? – ужаснулась я и переключила на музыкальный канал, а там лихо отплясывали полуголые мальчики и девочки под какую-то незатейливую мелодию.
И тут я вспомнила про учебник, выпущенный почти 60 лет назад. Он выгодно отличается от нынешних, в плане идейности, воспитания патриотизма и преданности родине. И тот «Букварь» от корки до корки пронизан любовью и уважением к России, народу и правительству. Много произведений о великих праздниках страны – 9 Мая, 7 ноября, 1 Мая, Дне Красной Армии, дне рождения Ленина… Есть произведения про революционеров, партизан, пионеров-героев. Предположу, что был социальный заказ на такие рассказы и стихи. Но и результат был – все хотели быть летчиками, космонавтами, строителями, комбайнерами, главное – полезными своей стране. Что же сейчас? «Я уеду жить в Лондон»…
Одной из целей современного обучения литературному чтению школьников я считаю обогащение их нравственного опыта, формирование уважения к культуре народов многонациональной России и других стран. Безусловно, сегодняшние учебники содержат много интересных и замечательных произведений русских и зарубежных авторов. Стихи и рассказы призваны реализовывать те задачи, о которых я говорила выше. Но в борьбе с агрессивной всемирной паутиной и телевидением они явно проигрывают.
Почему бы не включить в учебники по литературному чтению эссе про воссоединение Крыма и России, про Олимпиаду в Сочи, хоккей, рассказать про современных ученых, про известных полководцев, написать о Дне народного единства или Дне семьи, любви и верности… Словом, рассказать о лучших сторонах нашей страны. Думаю, что подобные произведения помогали бы подрастающему поколению глубже осознавать свою принадлежность к стране, гордость за родину. Не дожидаясь уроков истории и обществознания в средней и старшей школах.
«Ну, щас, начнем с детства зомбировать детей всякими идейными глупостями…» – так и предвижу комментарии на сайте «Камышловских известий» или первом сайте Камышлова. Но, тем не менее, уважаемые читатели, приглашаю обсудить тему, затронутую мной. А может быть, у вас есть другие замечания и предложения к нынешним учебным пособиям?
Любовь ГРАЧЁВА, учитель начальных классов Аксарихинской школы
© Редакция газеты «Камышловские известия»