Елена ДУБЫНИНА
Так охарактеризовал своих подчинённых руководитель дорожного предприятия ООО «СпецСтрой» Денис Темерев. Он и сам молодой, устремлённый к успеху, но идёт к нему не по головам, а налаживая контакт с заказчиками, уступая в некоторых моментах в ущерб предприятию, но зная, что это обеспечит задел на будущее. Вот, например, слой асфальта нового тротуара по Кооперативной предусмотрен в три сантиметра, а сделали его больше. Перерасход материала – дыра в бюджете предприятия.
Дорожный бизнес не достался по наследству, не был организован влиятельными и богатыми родителями, а «вырос» из идеи и по велению души. О зарождении «СпецСтроя» и работе предприятия наша беседа с его руководителем.
– Денис, расскажите, почему вы решили развивать бизнес в сфере дорожного хозяйства?
– Всё просто – я с детства знаком со всей дорожной техникой, приходил к отцу на работу. Он специалист высшего класса, много лет работал в ДРСУ на грейдере, два раза участвовал в областных соревнованиях и занимал первое место. Лет с четырёх я вместе с ним бывал и на строительстве дорог и ездил на разных видах дорожной техники, подростком помогал гаражи чистить от снега, ремонтировать технику. Всегда рядом с отцом. Когда строили трассу на Курган от Скаты, я в первый раз сам попробовал управлять грейдером, самой сложной дорожной техникой, мне тогда было лет восемь. Незабываемые впечатления. Безусловно, рядом сидел отец. Так, общаясь с детства и с мастерами, и с прорабами, мне эта работа стала близка.
– И вы сразу пошли в дорожники?
– Нет, после армии решил попробовать себя в полиции, точнее, в ГИБДД. Проработал 10 лет, начинал инспектором, закончил государственным инспектором дорожного надзора при управлении ГИБДД. После реформы МВД, когда милиция стала полицией, атмосфера поменялась, с некоторыми людьми стало невозможно общаться, и в 2014 году я ушёл в никуда. Почти сразу открыл такси, но потянуло к работе в дорожной сфере. Тогда предложил отцу купить подержанный грейдер, пошёл к главе Обуховкого сельского поселения Владимиру Верхорубову предложить свои услуги по содержанию дорог, зная, что существует дефицит этой техники и специалистов.
Весной 2015 года мы купили первый грейдер, через два месяца приобрели погрузчик, на котором начал работать дядя, он тоже всю жизнь проработал дорожником. Затем купили МТЗ, второй грейдер. Первую зиму я сам ездил по дорогам, расчищая их от снега. Знаки ставили сами, втроём. Потом наняли молодого человека – Дениса Гайнутдинова, который, не имея опыта работы дорожником, полностью перебрал грейдер и стал на нём работать, а сейчас является одним из лучших специалистов.
Сегодня коллектив состоит из 30 человек, к такому количеству людей мы пришли два года назад, когда стали работать на ремонтах дорог в Богдановиче.
У меня нет текучки кадров среди дорожников, я стараюсь обеспечить их работой и летом, и зимой. В основном – молодые, целеустремлённые, многие получили азы профессии здесь, на месте, так как мне проще научить, чем переучить. Был такой человек с многолетним стажем работы, который считал, что знает всё лучше других, но не мог сделать элементарную работу, которую тут же на этой же технике делали малоопытные ребята.
Хороших слов можно много сказать о каждом, но отмечу нескольких. Грейдерист Юрий Фадеев, так же, как и Денис Гайнутдинов, научился всему с нуля, сейчас способен выполнить все сложные операции на дороге, например, уложить 1,5-метровый тротуар на грейдере, что не каждому дано. Алексей Чулков работает на погрузчике и тоже умеет буквально всё. Денис Гоман хорошо умеет укладывать асфальт, делать разметку, выполняет все измерения полотна. Хорошо проявил себя инженер по строительному надзору Александр Толстых – отличный сметчик, разбирается в документах, состоит в Союзе уральских строителей.
– Предприятие быстро выросло, сколько сегодня у вас единиц техники? Есть ли такая, которой можно чистить тротуар в зимний период?
– Техника хоть и не новая, но её достаточно много: три грейдера, четыре погрузчика, пять машин со скоростными отвалами, из них две поливомоечных, МТЗ, экскаваторы, катки – есть всё, кроме асфальтоукладчика. В случае необходимости мы его арендуем в ДРСУ, пусть подороже, чем у других, но техника качественная. В планах купить четвёртый грейдер.
Чистить тротуары от снега для нас не проблема, техника для этого имеется, а где нет такой возможности, бригада работает руками, убирая снег лопатами.
У нас есть свой склад ГСМ, запчастей, налажена связь с базами, чтобы в любой момент купить недостающие материалы. Закупаем заранее песок, соль для посыпки дорог в зимний период, щебень.
– Вы несколько лет работали в районе, с городом только в этом году стали сотрудничать? Есть ли отличия в работе?
– Попытка сотрудничать была в 2018 году и сейчас. С районом нам нравится работать, уходить не желаем. Объёмы успеваем выполнять и здесь, и там, увеличив количество бригад с двух до четырёх.
Мне нравится подход к хозяйственной деятельности главы Обуховского сельского поселения Владимира Ивановича, который тщательно следит за процессом строительства любого объекта, везде сам выезжает, контролирует, по вечерам ещё раз всё проедет, посмотрит, оценит. В городе от имени заказчика с нами работает Александр Михайлович Захаров, который тоже неравнодушно относится к своим обязанностям, утром и вечером ездит на объекты, обговариваем с ним, как при минимальных затратах выполнить ремонт нормально. Бывает так, что в смете не заложены какие-то работы. Например, приезжаем, а на дороге, тротуаре лежат кучи мусора, веток, вывоз которых не предусмотрен. Тогда выходим на диалог, помогаем городу.
– То есть это такая благотворительность?
– Можете назвать так. Я смотрю в будущее и, уступая сейчас, работая с перерасходом материалов, идя навстречу, делаю задел на перспективу.
– С какими ещё проблемами сталкиваетесь?
– Мы выполняем всё так, как составлено в технической документации. Проблема есть у муниципалитетов с нехваткой денежных средств. Например, в том же Богдановиче на содержание уличной сети закладывается 30 миллионов рублей, в Камышлове – 10. Почему так, если там протяжённость дорог меньше? В Обуховском сельском поселении также больше бюджетных средств на дороги выделяют. Разницу с Камышловом сразу видно. Например, муниципалитет был бы рад сделать тротуар с бордюром, но ведь его стоимость сразу вырастет в два раза, и не только от цены на железобетонное изделие, но и от увеличения технических операций по обустройству такого тротуара.
Этот год запомнился, я думаю, не только нам, но и всем, кто занимается стройкой, резким ростом цен на металл, в дорожной области – ещё и на асфальт. Сметная стоимость осталась неизменной, а цены на материалы выросли в два раза. Например, в Галкинском мы ремонтировали улицу, по результатам разыгранного аукциона стоимость объекта составила 4 миллиона 800 тысяч рублей, при этом на закупку только асфальта ушло 3 миллиона. А ещё нужно было подготовить полотно, вывезти грунт, нарезать кюветы, уложить щебень и прочее. Соответственно, заработать на контрактах мы смогли только за счёт того, что работали везде и много, и на своей технике, а не на наёмной.
– Когда и где вы строили тротуар с бордюром?
– Последний – у ФАПа в Обуховском в сентябре. К каждому дому делали подъезды, спуски, вырезая бордюр, выемки – всё ручной труд. Здесь грейдером не обойтись. Естественно, я предпочитаю делать именно такие тротуары, чтобы служили долго, но всё зависит от заказчика, от его финансовых возможностей.
– Расскажите, какие объёмы предприятие выполнило в этом году?
– Рост наблюдается с каждым годом. Больших объектов по строительству дороги в этом году не было, но количество разных работ выросло. Про Галкинское, где 500 метров шестиметровой дороги сделали, я уже сказал. В Обуховском, помимо тротуара, асфальтировали с предварительной выемкой грунта 300 метров дороги по улице Школьной у домов. В Октябрьском благоустроили большой двор на четыре дома, тротуары сделали. В Камышлове делали тротуары по Ленинградской, Комсомольской, Свердлова, Северной, Кооперативной, в щебёночном исполнении провели благоустройство дворовой территории по Боровой. Делали пешеходные переходы, например, по Гагарина, у здания соцполитики. Очень много щебёночных дорог и асфальтированных тротуаров сделали в городе Богдановиче и Богдановичском районе.
Мы участвуем почти во всех торгах, но не можем конкурировать с гражданами южных государств, которые очень понижают цену. Как они без своей техники и специалистов умудряются работать? Мы не в состоянии брать объект, заведомо зная, что не обеспечим качество. Но вот такие компании выигрывают.
– Если делать дорогу идеально, то с чего начинать?
– Естественно, с основания. Если ему уже много лет, понятно, что его нужно менять. Без водоотведения дорогу делать бесполезно. Но на идеальную дорогу у малых муниципалитетов денег никогда не хватит. Вот недавно делали участок на Северной. Да, по-хорошему, там надо было выполнить выемку грунта, планировку, уплотнение щебнем и прочие работы, а только потом укладывать асфальт, но на что денег хватило, то и сделали… И кто здесь виноват? Заказчик, у которого есть выбор: либо вообще не делать, либо хотя бы так выровнять полотно, или исполнитель, выполняющий всё по техдокументам?
Основная дорожная болезнь нашего города – отсутствие водоотводной системы. Не то что новые строить, грейдировать дороги бесполезно, когда нет канав и кюветов. В первую очередь, даже если нет денег на асфальтирование, нужно обустроить кюветы, уложить водопропускные трубы там, где их нет, но они должны быть.
– Планируете ли остаться работать в Камышлове?
– Да, но хотелось бы сотрудничать как с Обуховским поселением, то есть не на коротких контрактах, а по концессионному соглашению. Это значит, что мы готовы вкладывать свои средства в обмен на долгосрочное сотрудничество, обычно на 5-10 лет, чтобы быть уверенными в будущем, а не гадать, выиграем мы в торгах или нет. Когда ты смотришь вперёд, то уже заранее готовишься к работам. Например, для обслуживания дорог в Обуховском сельском поселении мы заранее закупаем материалы (щебень, песок, ПЩС) тысячами тонн, и, когда подходит сезон, у нас уже всё есть, мы готовы работать. К примеру, сейчас у нас уже заготовлена смесь для обработки дорог от наледи. Техника также готова к зиме, и мы смело можем работать и в районе, и в городе.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Коллектив ООО «СпецСтрой» сплочённый и постоянный. Верхний ряд, слева направо: директор предприятия Денис Темерев, сотрудники Денис Гайнутдинов, Алексей Михайлов, Николай Мартьянов, Александр Семёнов, Юрий Фадеев, Алексей Барсуков, Григорий Захаров. Нижний ряд: Сергей Чуркин, Алексей Чулков, Николай Чуркин, Александр Толстых, Владимир Савушкин.
© Редакция газеты «Камышловские известия»