Вопрос-ответ
Здравствуйте, дорогая редакция. Неделю назад купила сотовый телефон (смартфон) в сетевом магазине по уценке – в нём меняли динамик. Несколько дней он прекрасно работал, а затем в одночасье перестал распознавать симку. Могу ли я его вернуть в магазин и получить уплаченные денежные средства? – из звонка Е.В. Борисовой.
Вопрос читательницы мы направили в Талицкий отдел управления Роспотребнадзора. И вот какой ответ получили.
Закон «О защите прав потребителей» (статья 18) даёт потребителю право потребовать возврата денежных средств в случае обнаружения в товаре недостатков. Об этом же сказано и в п. 27 «Правил продажи отдельных видов товаров».
Напомню, недостаток товара – это несоответствие его обязательным требованиям, предусмотренным законом либо условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Таким образом, нечтение sim-карты является одним из таких недостатков (если продавец о данном недостатке не предупредил покупателя, в чем я сомневаюсь), так как смартфон был приобретен в том числе в целях использования в качестве телефонной и/или интернет-связи.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нём недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара. При возникновении спора о причинах появления недостатков продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом в течение десяти дней (ст. 22 закона). В случае если указанные положения не будут соблюдены, то необходимо оформить письменную претензию в адрес продавца с требованием расторгнуть договор купли-продажи и возвратить уплаченную за товар сумму. Если претензию будете направлять заказным письмом с уведомлением, узнайте юридический адрес продавца и полное наименование организации (магазина), эти данные должны находиться в точке продажи товара.
Отмечу, что поскольку имущественные требования носят гражданско-правовой характер, в случае отказа в их удовлетворении стороны решают их в добровольном или судебном порядке. Согласно гражданскому кодексу, защита нарушенных прав должна осуществляться судом, при сумме исковых требований до 50 тысяч рублей – мировым, свыше 50 тысяч – районным (городским) судом. Право выбора территориальной подсудности принадлежит истцу и может быть реализовано по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты госпошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. В суде необходимо предоставить чек и другие документы, имеющие значение для рассмотрения дела (претензию в адрес продавца, ответ на неё).
Дмитрий СОЛОВЬЁВ, специалист-эксперт
© Редакция газеты «Камышловские известия»