Память
После публикации материала «Никто не забыт?» в редакцию пришла жительница Камышлова Л.Б. Бурылова.
– Прочитала в газете статью о памятнике, установленном на могиле умерших от ран и болезней в Камышловском госпитале в годы Великой Отечественной войны, и пришла поговорить на эту тему, – сказала Людмила Борисовна. – Дело в том, что нельзя сказать, что могила совсем забыта. Я работала в детском саду № 16. Наш коллектив шефствует над этим захоронением. Время от времени мы с сотрудниками посещаем его, прибираем и возлагаем цветы. А уж в день памяти и скорби, 22 июня, бываем там обязательно…
Из разговора выяснилось, что историю данного захоронения хорошо знает ее мама, которая часто рассказывала Людмиле о скорбных событиях тех дней. А еще она была знакома с Н.Ф. Заозерской. У Натальи Федоровны в декабре 1942 года умер сын-младенец, и когда она пришла на кладбище, чтобы захоронить его, она увидела солдат, рывших могилу. Разговаривали они не по-русски, это были эстонцы. Но среди них был переводчик, благодаря которому им удалось пообщаться. Солдаты помогли ей похоронить недалеко от могилы, которую они копали, ее мальчика. А еще они сказали, что здесь будет похоронено много людей, умерших в городском госпитале от ран и пневмонии.
И это действительно так. Мама Людмилы Борисовны затем видела своими глазами: яма почти доверху была заполнена умершими. Чуть позднее на могиле был установлен деревянный памятник, к подножью которого женщины затем возлагали цветы. И делали это на протяжении многих лет. Людмила Борисовна даже принесла с собой фотографии с изображением памятника, около которого запечатлена Н.Ф. Заозерская. В 2002 году на братской могиле умерших в госпитале установили новый памятный комплекс, и Л.Б. Бурылова с коллегами из детского сада по-прежнему 22 июня приносят сюда цветы.
– Что же касается постоянного поддержания чистоты и порядка на городском кладбище, – высказала свое мнение наша читательница, – то здесь, действительно, нужно какие-то меры принимать. Хорошо, если бы был постоянный смотритель, к которому можно было обратиться за помощью и консультацией в нужный момент. И указатели, как пройти к местам захоронения эстонцев и тех, кто умер от ран в госпиталях, конечно, необходимы, особенно для иногородних посетителей.
Записала Людмила ВАСИЛЬЕВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Спят спокойно Россияне.
Мне снились фотографии отца, которых я ни разу не видала.
Держа альбом у моего лица, он всё листал, листал его устало.
Вот он младенец. Вот он молодой. А вот за две недели до больницы…
Шли фотоснимки плавной чередой, и заполнялись чистые страницы.
Вот с мамою на лавочке весной. Как на него тогда она глядела!
Вот лестница с такою крутизной, что на неё взобраться было — дело.
Но ведь давно уж нет того крыльца… И вдруг в душе догадка шевельнулась:
— Так смерти нет? — спросила я отца. Он улыбнулся: «Нет». И я проснулась.