Светлана ЧЕРЕМНЫХ
В школьные годы Алексей задумывался о профессии врача или инженера, но всё изменил случай. В шестом классе накануне 23 февраля прошла встреча с ветераном Великой Отечественной войны, его имя Алексей не запомнил, а вот рассказ впечатлил и определил дальнейший жизненный путь. Юноша начал плотно готовиться, а после 8-го класса поступил в Екатеринбургское суворовское военное училище. На дворе был 1994 год.
– В школе я учился хорошо, в основном преобладали пятёрки, а за первую неделю в Суворовском училище получил 11 двоек. Для меня это был шок. Но потихонечку всё выправил. Учиться было очень сложно: во-первых, подростковый период, во-вторых, сразу сапоги, казарма, наряды – всё как у солдат.
Служба давалась легко
После окончания суворовского Алексей по распределению был направлен в Омское высшее танковое инженерное училище (ныне институт). На тот момент Алексею было 17 лет, он принял присягу и получил диплом военного переводчика (владеет русским, украинским и немецким языками). В Омске ему давалось всё легко и просто. По окончании, в 2002 году, лейтенант Зайцев был распределён в Камышлов в военную часть № 75485 и назначен командиром отделения по обслуживанию и ремонту бронетанковой техники. С тех пор прошло более 15 лет. За плечами Алексея Михайловича – богатейший опыт, и я смело могу назвать его защитником Отечества. Перечисление всех ступеней, которые он миновал, шагая по карьерной лестнице, и названия полученных медалей намеренно упущу. Слишком много займёт места.
– Я проехал всю Россию от Дальнего Востока до Кавказа, побывал во всех основных воинских частях. Был в командировках кратковременных и длительных. Родина говорит, что надо ехать туда-то, надо делать то-то. Я человек в погонах, сам выбирал свою профессию.
О чём молчат медали?
На груди собеседника – множество медалей. Но это, скромно констатирует Алексей, далеко не все. Самая дорогая для него – медаль имени маршала Жукова «Великий сын советского народа».
– Она досталась мне очень тяжело. Вспоминать, честно говоря, сильно не хочется. Боевики пытались прорваться через ущелье. На выходе поставили нашу группу из шести человек (мы были многофункционалы, нас бросали на объекты повышенной опасности, привлекали для спецопераций). Наша группа сдерживала боевиков в течение трёх суток. С других сторон их прижимали две группы ОМОН и другие силовые органы. Но именно на пути из ущелья, другого пути не было, стояли мы.
Было это совсем недавно, в 2013 году, на Северном Кавказе. С заданием группа Алексея справилась, и все шестеро остались живы. О следующем случае он вспоминает уже с некой долей иронии.
– В Чечне получили технику – 21 единицу БМП, необходимо было перегнать её из-под Грозного в Шали через Веденское ущелье. Из личного состава у меня только механики и водители, из оружия – штатные пистолеты. Когда я как руководитель группы подошёл и попросил поддержки, оружия, снарядов, мне ответили: «На скорости проскочите». Нас обстреливали из миномётов, гранатометов… Но мы проскочили.
Война – это кровь, грязь, слёзы. Про неё вообще никогда не хочется вспоминать и что-то рассказывать. Каждый выстрел – чья-то жизнь. Когда в тебя стреляют – это тоже не очень приятно. Я до сих пор жив благодаря самовоспитанию, выдержке и физической подготовке… Ну и плюс ко всему знаю, что меня дома ждут. Понимаю, что есть за что бороться! Не только государство защищаешь, но и свою семью.
Пробовал ли быть «не военным»? Пробовал. В 2007 году по окончании контракта Алексей уволился из армии и решил жить как обычный гражданский человек. Но ничего не получилось. Погоны, как говорится, затягивают. Пошёл в ГИБДД простым инспектором, был участковым, работал в штабе, а сейчас является заместителем начальника полиции по охране общественного порядка.
Прикроет грудью…
– В какой жизненной ситуации в большей степени ощутил себя защитником? – спрашиваю я Алексея.
– Защитником? – на миг задумывается он. – На службе в армии чувствуешь себя защитником, когда выезжаешь в горячие точки, и люди на тебя смотрят с надеждой, что ты их защитишь, прикроешь грудью, уберёшь всю нечисть, врагов с их земли. Когда работаешь в полиции, это совершенно другое. В принципе, сотрудники полиции ведут боевые действия каждый день, всё время ждёшь чего-то непредсказуемого. Никогда люди не вызывают нас просто так попить чай. Мы всегда едем на какую-то «жесть». В меня летали топоры, вилы, и с ножами бросались. И когда человека заслоняешь собой, когда встаёшь между ним и преступником, каждый раз чувствуешь себя нужным.
…и на баяне сыграет
Вообще Алексей очень многогранный человек, жаль, в рамки статьи всё и не уместить. Занимается туризмом, музыкой (у него и музыкальное образование есть), играет на 14 (!) музыкальных инструментах: фортепиано, баян, практически все струнные, ударные. Не умеет играть на скрипке, трубе, но он и не пробовал. Думает, научиться, конечно, можно. А ещё Алексей очень внимательный человек с феноменальной памятью. Единственный недостаток – спит два-три часа в сутки. А самое главное для Алексея – семья.
– Когда мужчина находится в горячей точке, защищает родину, близких, он просто выполняет свой долг, мало думает о своей судьбе, о чём-то ещё, а вот семье, которая остаётся дома, очень тяжело. Мы с женой живём уже много лет, но отношения сохранили как будто в первый раз. Я считаю это моим самым главным достижением. Светлана меня поддерживает в плане службы, я её в творчестве, организации мероприятий. Плюс везде с нами дети. Младшую, Аксинью, с полутора лет берём на турслёты.
– Угу, – отзывается семилетняя девочка с огненно-рыжими волосами, терпеливо наблюдая за беседой через лёгкий прищур ясных глаз.
Услышав упоминание о себе, Аксинья приближается и усаживается под папино крыло, Алексей обнимает её и тихонечко целует.
Мы с ним не говорили о любви. А надо ли? Ведь вся она – между строк. Может, пафосно прозвучит, но движет Алексеем любовь. И из многих горячих точек он возвращался благодаря любви. Во имя любви. Ради любви.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Алексей Михайлович Зайцев, подполковник полиции, заместитель начальника по охране общественного порядка.
© Редакция газеты «Камышловские известия»