Сб, 27 Июл. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 27 Июл. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
На берегах Аргуни
28 мая 2024, 10:00

На берегах Аргуни



День пограничника

Галина ШИПИЦЫНА

В конце 1960-х годов доблестные советские пограничники в непростое время, ознаменованное обострением отношений между СССР и Китаем, охраняли рубежи Родины, с честью выполняя воинский долг.

Владимир Васильевич Прорвин был уволен в запас 55 лет назад, в 1969 году, а призван в 1967-м. Старшина погранвойск, вожатый служебных собак, начальник политотдела в лагере юных друзей пограничников, старший лейтенант запаса – у него не одно звание, связанное с военной службой, а несколько. И пережить за два года на границе пришлось немало.

– В учебную часть я попал в Даурский пограничный отряд. Нас везли туда сначала поездом от Читы до станции Борзя, а дальше железная дорога закончилась, – вспоминает он. – Погрузили в машину и отправили в Даурию. Дорогой попадались старые дзоты – остатки советско-японского конфликта 1939-1940 годов. Тогда мы и поняли, что наше гражданское время закончилось. Привезли нас в Даурию, разместили в гараже: организовали в нём казарму: масляные пятна песком засыпали, поставили двухъярусные кровати, умывальник на улице организовали. И так мы прожили три месяца, изучая курс молодого бойца. А потом отправили нас в новый отряд на Нерчинский завод.

Поясним: пограничный отряд КГБ был сформирован в 1967 году и дислоцировался в селе Нерчинский Завод Читинской области, входил в состав Забайкальского пограничного округа КГБ, охранял границу с Китаем. Туда, в исторические места, которые помнят ссыльных декабристов, и попал В.В. Прорвин.

– Неспокойное было время, – продолжает он рассказ, – почти каждый день какое-то ЧП: китайцы тогда очень агрессивными были. То заражённых животных (чаще собак, иногда диких зверей – лосей, например) к нам через реку Аргунь переправят, а потом требуют вернуть. Мы их начинаем проверять, а они больные. То чучела советских правителей на своём берегу выставят перед нами, то ещё что-то. И постоянно нарушали границу. А мы всё время были в работе: границу надо было укреплять, поэтому то контрольно-следовую полосу прокладывали, то столбы устанавливали, то что-то строили.

В Нерчинском отряде

Через некоторое время отличившегося на службе Владимира Прорвина отправили на заставу Олочи, обучаться служебному собаководству, где он получил специальность вожатого служебных собак, звание ефрейтора и стал служить вместе с пограничной собакой Аргунь.

– Три месяца прослужили, только привык к службе, поднаторел, вошёл в колею, как вдруг приезжают к нам из политотдела, вызывают меня, спрашивают: «Вы музыкант?». Да какой я музыкант, говорю, нет, конечно. Оказывается, они прочитали в моей характеристике, что я до армии играл в духовом оркестре, и как раз им были нужны такие, как я, так как в новом Нерчинском отряде создавали свой оркестр. В общем, сняли меня с заставы и определили в маневренную группу комендантского взвода. Пришлось распрощаться с моей Аргунью и служить согласно новому приказу. До ноября мы жили в палатках, было так холодно, что думал: не выживу. И строили городок, потому что приехали практически в чистое поле, ведь отряд был только сформирован. Так что строительством пришлось много заниматься. Даже когда увольнялись в запас, нам дали три месяца на то, чтобы перед отъездом построили клуб.

Кстати, амплитуда температур в Забайкалье от минус 50 градусов зимой до изнуряющей жары за 40 градусов летом, когда выгорает вся растительность и земля раскаляется так, что трава превращается в сухие иглы. Зато весной – красота сказочная, когда цветут сопки: как ковёр расписной, вспоминает Владимир Васильевич.

В погранвзводе при комендатуре служба проходила совсем без отдыха: помимо строительства, по двое суток стояли в секретах, постоянно ходили в наряды, дозоры, а каждую свободную минуту нужно было разучивать свою партию на трубе, потому что каждый праздник в посёлке Нерчинский Завод обязательно сопровождался выступлением военного оркестра.

Читайте также:  Символ границы

– Наши заставы были на открытой местности, а у китайцев за сопками спрятаны. И мы не видели сначала, что у них происходит. А потом получили первые приборы ночного видения и рассмотрели, как по ночам китайцы ходят на границу в кедах, чтобы их не было слышно. Нарушали границу они часто. У нас была задача – задержать. Бежали в основном те, кого притесняли у них в стране, мы называли их беженцами, охраняли их в комендатуре. В это время начали разворачиваться события вокруг острова Даманский. Мы все писали заявления, чтобы нас отправили в зону боевых действий. Я тоже написал. Но полковник вызвал меня и сказал: нет смысла вас туда посылать, такая ситуация может сложиться и у нас в любой момент.

Рядом с островом Даманский

Ситуация накалилась до предела. С марта по сентябрь 1969 года велись вооружённые действия между Советским Союзом и Китаем вокруг «спорного» острова. Даманский находился на советской территории, на которую претендовали китайцы. С конца 1950-х начались провокации, в которых участвовали китайские нарушители границы – хунвейбины (радикально настроенная молодёжь) и военнослужащие. Советским пограничникам применять в ответ военную силу было запрещено.

– Мы были совсем рядом с Даманским, – рассказывает Владимир Васильевич. – Когда река осенью замёрзла, китайцы на лёд выбегали с арматурой, палками, трубами и очень агрессивно себя вели. Нам нельзя было открывать ответный огонь, применять силу: это была с их стороны провокация, они только и ждали нашей ответной реакции, фиксировали каждый наш шаг, чтобы развязать открытые действия. Спокойно по нашей стороне ходили, и мы ничего не могли им сделать. Потом нам привезли три бронетранспортёра. Они хоть немного их боялись. Сначала разбегались, а потом придумали ложиться под колёса, и ни в коем случае нельзя было их задевать. Меня как раз поставили на обучение наводчиком крупнокалиберного пулемёта.

Увольнялся в запас Владимир Прорвин старшиной: за отличную службу дали звание сразу после сержанта. Удостоен главной награды тех, кто защищал границу, – нагрудным знаком «Отличный пограничник». А когда вернулся домой, начал работать, военная служба продолжилась: каждые полгода вызывали на сборы, прошёл обучение в артиллеристском училище, получил офицерское звание, стал замполитом роты запаса.

Вот про такой славный армейский путь рассказал известный в городе человек, руководитель бытового комбината, позже – кожевенного объединения Владимир Васильевич Прорвин. Благодаря таким, как он, простым ребятам, на Дальнем Востоке удалось отстоять территориальную целостность страны. А наши пограничники тогда в очередной раз показали миру, что советские воины готовы любой ценой отстаивать независимость Родины.

Фото из архива В.В. Прорвина.
На фото. Владимир Владимирович Прорвин (справа) в годы службы.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.