Надежда ПАДЕРИНА.
Слова из этой популярной песни пришли на ум, когда мы подъезжали к железнодорожной станции Аксариха. Только вот травы по пояс здесь не было. Кругом — чистота и порядок. Небольшое здание станции, где сегодня находятся все службы, позволяющие работать железной дороге на этом участке в заданном режиме, выглядит опрятно.
Рядом с современным зданием находится старый вокзал. Позволю себе сделать небольшое отступление. Согласно архивным данным, создателем старого здания был камышловский архитектор-самоучка Смолин. Он специализировался на деревянных строениях. Вокзал имел два входа и шесть окон, внутри помещения — две печки. В 1906 году был перестроен, добавлено дополнительно четыре метра площадей и обустроен фасад. В 1920 году вокзал сгорел — сильно повреждена южная его часть, но затем восстановлен в прежнем виде. Это здание (по реестру бывшего наркомата путей сообщения) считалось памятником архитектуры, как и вокзалы в Камышлове, Юшале, Нижнем Тагиле.
Хозяйкой станции является Н.В. Носова. Невысокого роста, хрупкая на вид, она имеет твердый и решительный характер. Мы приехали в обычный рабочий день, с утра Наталья Вячеславовна с дежурными по станции анализировала работу за прошлую неделю. Закончив совещание, готова была пойти на контрольный комиссионный осмотр хозяйства, который проводится два раза в месяц. Все предписания, вынесенные комиссией, должны неукоснительно выполняться. Следующий осмотр проводится с учетом предыдущего.
Второй участник комиссионного осмотра хозяйства — дорожный мастер К.А. Носов.
— Проведение данной работы направлено в первую очередь на безопасность движения поездов, — говорит Константин Анатольевич. — Мы внимательно осматриваем все стрелочные переводы, определяем износ металлических частей. Не дай бог что-то выявится, тогда надо принимать срочные меры, вплоть до закрытия движения. Но этого практически не случается.
Участок растянулся на 32 километра, под началом Носова 28 человек — дежурные по переезду, бригадиры, техник и мастера пути. Главные помощники — кадровые путейцы Сергей Германович Зорин, Артур Викторович Гофрихтер и Олег Павлович Тарасов. В 2006-2008 годах на Аксарихинском участке прошел капитальный ремонт. Асбестовый балласт, который не пропускал воду, убрали, на его место уложен щебеночный дренирующий. Все это упростило обслуживание пути.
Спрашиваю Носовых, не мешает ли семейственность работе? Наталья Вячеславовна и Константин Анатольевич в один голос ответили: «Наоборот, мы живем общими заботами и делами, хорошо понимаем и во всем помогаем друг другу». Их дом находится здесь же, на станции, поэтому любой звонок, сигнал — и они на службе.
Знакомимся с другими работниками станции. Электромехаником СЦБ здесь трудится А.К. Ленков.
— Наши устройства обеспечивают скорейший пропуск поездов, — рассказывает Анатолий Константинович. — Если раньше вручную «стрелки» переводили, то сегодня дежурная на пульте управления станцией кнопку нажмет — и готово. Так же с открытием сигнала…
Святая святых — пульт управления станцией. Дежурная Г.Н. Мызникова чувствует себя здесь уверенно. Еще бы! На железной дороге она трудится 20 лет. Ежедневно через станцию проходит до 100 пар пассажирских, скорых, грузовых поездов. Интенсивность их движения довольно плотная — с интервалом 7-10 минут. Поэтому надо быть постоянно начеку, чтобы предупредить людей, работающих на пути, о прохождении составов, вовремя связаться с соседними станциями. Перед дежурной компьютер, с которого она «считывает» всю информацию о движущемся поезде, даже фамилии членов локомотивной бригады.
— Какие неожиданности могут быть в работе? — спрашиваем Галину Николаевну.
— Самые разные, например, о нестандартных ситуациях, создавшихся на дороге, передают машинисты локомотивов.
Г.Н. Мызникова и другие дежурные — люди опытные, они действуют в таких случаях по инструкции, четко. С ней держат связь все, кто занят в данный момент на пути. Вот поступило сообщение от одного из монтеров: «Я работаю на стрелке 8». Галина Николаевна берет это на заметку.
…Таких станций, как Аксариха, на российских железных дорогах тысячи. Они как маленькие винтики в большой и сложной схеме, но каждому винтику отведена важная роль.
Фото Андрея ЗАЙКОВА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»