День социального работника
Илья ЗЫРЯНОВ
Неделю назад мы отмечали Международный день защиты детей. А сегодня – профессиональный праздник социальных работников, которые среди прочего защищают от имени государства права и интересы несовершеннолетних. Ведь начиная с 2008 года в состав управлений Социальной политики вошли органы опеки и попечительства, ранее имевшие статус муниципальных ведомств.
На одном из недавних совещаний в Министерстве социальной политики Свердловской области выяснилось, что в Камышлове работает самый опытный в регионе сотрудник органов опеки – Ирина Дмитриевна Галахова. Её стаж – 28 лет. Насколько это много, могут оценить лишь её коллеги, знакомые со спецификой работы. А она не только кабинетная. Это и представительство несовершеннолетних в суде, урегулирование всевозможных семейных конфликтов, регулярный патронаж, детальная адресная работа с нерадивыми родителями, не умеющими порой даже сварить ребёнку кашу. Социальным работникам приходится бывать в домах, где не то что еды и одежды, а даже пола нет – маленькие дети ходят по открытому грунту, а в холодильнике живут черви. Не удивительно, что в этих ведомствах очень высокая сменяемость кадров.
– Случайные люди у нас не задерживаются, – говорит главный специалист отдела опеки Ирина Анатольевна Хомутинина. – Мало кто выдерживает такой каждодневный стресс и колоссальные душевные затраты. Но какие бы неурядицы ни происходили, на работу мы идём с желанием. Как начальник отдела Ирина Дмитриевна умеет создать очень позитивную атмосферу внутри коллектива, где каждый поддерживает и помогает друг другу.
По словам коллег, Ирина Дмитриевна отличается силой воли, позволяющей не просто работать много лет на этой должности, а болеть своим делом. В нашем городе и районе она знает уже несколько поколений неблагополучных семей. К сожалению, в некоторых из них ситуация принципиально не меняется даже спустя десятилетия. И получается, что дети-сироты рождают детей-сирот, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь чтобы стать благополучным членом общества, необходима поддержка родителей или близких людей. Если её нет, никакие меры социальной поддержки не будут по-настоящему эффективны. Надо иметь крепкий внутренний стержень, чтобы самостоятельно вырваться из этой среды.
– Я хорошо помню самый первый случай в моей практике, когда нам пришлось изымать детей, – рассказывает И.Д. Галахова. – В семье их было 12. Двое замёрзли в стогу сена, когда семья шла пешком из Пышмы. Родители систематически употребляли спиртное, детьми абсолютно не занимались и в итоге лишились родительских прав. Мы приехали с милицией. Дети, завидев нас, бросились врассыпную. Одного ребёнка родители запихнули в кадушку и закрыли, ещё нескольких спрятали в погреб. Когда мы зашли в дом, глава семьи бросился на нас с ножом. Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних смогла тогда урегулировать ситуацию, успокоить мужчину. Троих детей мы в итоге так и не поймали, забрали их позже и определили в госучреждение. Там они и остались – их мама и папа не восстановились в родительских правах. Сейчас они сами стали родителями и некоторые тоже состоят на учёте. Процентов 60 из них выросли проблемными людьми.
Вот ещё один случай из каждодневной практики соцработников. Восемь лет назад в отдел опеки забежала пьяная женщина и с ножом в руках стала угрожать сотрудникам расправой, если те заберут её сына. Даже самому мальчику пришлось прятаться за спинами специалистов. Охраны в отделе нет, пришлось улаживать ситуацию своими силами. Позднее эта женщина как ни в чём не бывало приходила в управление Соцполитики за помощью.
Многие до сих пор ошибочно воспринимают опеку как некий карательный орган, разлучающий семьи. Хотя цель у государства совершенно иная – чтобы дети жили с родителями, а не в детском доме.
– Если в семье что-то не ладится, мы сначала проводим реабилитационную работу, как с мамой, так и с ребёнком, – говорит Ирина Дмитриевна. – При необходимости временно помещаем детей в Социально-реабилитационный центр, чтобы помочь семье выйти из трудной жизненной ситуации. На период ремонта, к примеру, чтобы дети восстановили своё здоровье, смогли благополучно начать или окончить учебный год, а родители успели создать приемлемые условия для их домашнего проживания. И поверьте, мамочки исправляются. Для них ценность ребёнка в семье всегда остаётся достаточно большой. И у детей, за редким исключением, реакция всегда одна – они хотят жить в семье. Какой бы мама ни была, она всегда остаётся для них самой лучшей и любимой. Даже став совершеннолетними, они находят своих мам, приводят к себе и живут вместе.
Сейчас в отделе опеки работает шесть сотрудников. По словам заместителя начальника управления Социальной политики № 8 Юлии Александровны Прожериной, в домах у её коллег абсолютно нет лишних детских вещей – всё увезено в неблагополучные семьи. Они готовы с себя последнее снять, чтобы помочь людям не только актами и приказами, но и непосредственным участием.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Начальник отдела опеки и попечительства управления Социальной политики № 8 Ирина Дмитриевна Галахова (слева) и главный специалист отдела Ирина Анатольевна Хомутинина. В период пандемии коронавирусной инфекции в их кабинете установили защитный экран, который в итоге решили не убирать. По словам наших героинь, он хорошо дисциплинирует посетителей, ведь те порой и с угрозами в кабинет приходят.
© Редакция газеты «Камышловские известия»