Людмила ЧИРКОВА
В своё время его многие знали в городе и районе, потому что он целых 18 лет работал заместителем председателя Камышловского райисполкома – с 1967 по 1985 год, до самого выхода на пенсию. А потом, не отдыхая ни дня, перешёл методистом по народному творчеству в райотдел культуры, где ещё проработал более десяти лет. Речь идёт о Н.Н. Шаркове.
…Мы сидим в скромной квартире на улице Урицкого с женой Николая Николаевича Татьяной Васильевной и вспоминаем. Вернее, вспоминает-то она, а я слушаю и кое-что записываю. Разговаривать с Т.В. Шарковой интересно, тем более, что их семейный архив богат не только записями, но и различными справками, документами, фотографиями.
Шёл май 1941-го…
Родом Н.Н. Шарков из Далматовского района Курганской области. Есть там село – Падерино, вот там он и родился в 1924 году. Семья была крестьянской, отец его – Николай Степанович – служил в Красной армии, потом избирался председателем колхоза, в 1933 году простудился и скоропостижно скончался. Осталась Наталья Александровна с двумя детьми: девятилетним Колей и четырёхлетним Сашей. Но подняла обоих. Николай после школы ФЗО был направлен арматурщиком в распоряжение треста «Магнитострой». Шёл май 1941 года.
В августе 1942-го его через военкомат отправили в Тюменское военное пехотное училище, где он принял присягу. А после расформирования училища продолжал службу в парашютно-десантных войсках резерва ставки Верховного командования. Сохранилось письмо командира воинского соединения, адресованное матери, где её благодарят за хорошее воспитание сына. На фронт он попал уже в конце войны, но повоевать всё-таки успел.
Из военных воспоминаний
«Довелось участвовать в боевых действиях на озере Балатон в Венгрии, в боях за взятие Вены и Линца в Австрии, за взятие города Будеёвицы в Чехословакии. Хорошая боевая выучка, высокая дисциплина, к которой привык, сыграли свою роль, – вспоминал позднее Николай Николаевич. – Запомнилось, как советских солдат встречали в каждой освобождённой деревне, в каждом городе. Вдоль улиц, по которым проходили наши войска, сплошным коридором стояли люди. Их радостные лица, протянутые для приветствия руки и несмолкаемое чешское приветствие «Наздар!» я запомнил навсегда. Можно представить себе злобство фашистских вояк, видевших народное ликование. Как-то в одном из городов только наше подразделение вступило на площадь, как с двух сторон с колоколен церквей ударили пулемёты засевших там гитлеровцев. Благодаря отважным действиям наших стрелков они были уничтожены. Но сколько сердец перестало биться в те минуты…».
Гвардеец Шарков закончил свою войну на подступах к Праге. Но демобилизовался не сразу. Год служил в Венгрии. С июня 1946-го – в войсках Московского военного округа. Заслужил награды: орден Славы III степени, медаль «За взятие Вены», ряд благодарностей от Верховного Главнокомандующего.
После демобилизации
Почти пять лет Николай не был дома. Вернулся в родное Падерино в марте 1947-го. Руководство сразу заприметило грамотного, дисциплинированного молодого человека, и он стал секретарём сельсовета, откуда, правда, вскоре уволился и приехал в Камышлов, где жила его двоюродная сестра. Приняли его на ответственную должность в райзаготконтору – зав. складом.
– А я приехала в Камышлов по направлению в райпотребсоюз после окончания Свердловского кооперативного техникума на должность плановика-экономиста в августе 1947-го, – рассказывает моя собеседница. – Наши конторы находились в одном здании, здесь мы и встретились. Молодые были, Николаю – 23, мне – 20. Любовь с первого взгляда. И на всю жизнь…
Их чувства действительно оказались крепкими. Сначала дружили. Зима пролетела быстро. А весной-летом гуляли по городу. Ходили в сад железнодорожников на танцы под духовой оркестр, на лошадиные бега, проходившие на ипподроме, на футбол в Бобылевский сад, на сеансы в кинотеатр «Октябрь».
– Как-то я была на ревизии в одном из магазинов, расположенных в городе, – вспоминает Татьяна Васильевна. – Пришёл Николай, в руках – свёрнутый в трубочку тетрадный лист. Подал мне. Прочитала. Это было объяснение в любви и предложение руки и сердца. С такими нежными, искренними словами… И я согласилась выйти за него замуж.
Просто работа
Всё было в их жизни просто и понятно. Николай Николаевич рос по службе: работал в райфинотделе, заодно учился, повышал квалификацию. Родились две дочери, получили квартиру, обустроились. Отец семейства был переведён заведующим орготделом в горком партии, затем возглавил финотдел райисполкома. А Татьяна Васильевна поднималась по служебной лестнице в системе райпотребсоюза. Так и жили, детей растили.
В 1967 году Николая Николаевича перевели заместителем председателя райисполкома. Должность хлопотная и ответственная. Он курировал просвещение, культуру, спорт, кинофикацию, потребкооперацию, бытовое обслуживание, жилищное строительство, дороги. И ещё десятки каких-то других направлений. Хорошо знал район и нужды его жителей. А уж когда стал работать в отделе культуры, то, наверное, не только каждый культработник района, но и каждый участник районной художественной самодеятельности знал его в лицо.
Н.Н. Шарков относился к той советской породе руководителей, которые, что называется, горели на работе, уважали труд других людей, умели заботиться о простых тружениках, могли строго спросить, но и вовремя спасибо сказать не забывали. По крайней мере, я его помню именно таким. Он любил газету, бывал в редакции, сам писал заметки о творческих коллективах, никогда не отказывался от встреч с журналистами.
Он работал до 1996-го, его военный и трудовой стаж укладывается в 55 лет. Такой жизненной дорогой можно гордиться.
– Мы в ноябре 1998 года отметили золотую свадьбу, – тихо заканчивает свой рассказ Татьяна Васильевна, – а 2 апреля 1999-го его не стало…
Помолчали.
– Знаете, какие песни мы пели? – вдруг спросила она. – «Я люблю тебя, жизнь», «Забота у нас такая, забота у нас простая…», «День Победы», «Посидим по-хорошему, пусть виски запорошены, на земле жили-прожили мы не зря».
Чтобы не заканчивать на грустной ноте, мы с Татьяной Васильевной вспоминаем о тех, кто остался, – о дочерях и их детях. У Шарковых уже взрослые внуки и четверо правнуков. Пусть их дорога будет такой же светлой, как у прадеда.
На фото Т.В. Шаркова с правнуком. Андрей знает, что его прадед воевал.
© Редакция газеты «Камышловские известия»