100-летие патрульно-постовой службы МВД России
Елена ДУБЫНИНА
– Меня родители отговаривали идти в полицию, но я со школы мечтала об этом и настояла на своём, – говорит младший сержант полиции Полина Алексеевна Бродовикова.
– А мои, напротив, были рады, хорошая работа для мужчины, – подхватывает разговор младший сержант полиции Никита Викторович Логинов.
Они оба пришли служить в МО МВД России «Камышловский» в патрульно-постовую службу девять месяцев назад с разницей в неделю. Одной 23 года, другому 21, но уже глубоко погружены в службу полицейского.
2 сентября исполняется 100 лет со дня образования подразделения, играющего важную роль в обеспечении общественного порядка и борьбе с уличными правонарушениями. Прекрасная дата, хорошие сотрудники, но их мало. Сегодня в Камышлове в патрульно-постовой службе 18 сотрудников, молодых и уже стажистов. Имеющийся некомплект личного состава подразделения сказывается на том, что людей не хватает, чтобы задействовать на всех маршрутах патрулирования. Поэтому-то на наших улицах мы их редко встречаем.
Помимо пеших маршрутов, есть и автопатрулирование – на служебном транспорте сотрудники ездят по микрорайонам города и по Камышловскому району в вечернее и ночное время. Сотрудники подразделения патрулируют 11 маршрутов, из них четыре пешие, остальные – для группы немедленного реагирования. Даже кинологи в ППС имеются – два сотрудника работают в паре с собаками, обученными поиску по следам, нахождению наркотических средств и взрывных устройств.
Безусловно, ночью происходит гораздо больше происшествий, однако, по словам Полины Алексеевны и Никиты Викторовича, и днём бывают казусные ситуации. Сегодня таковых не случилось. Вместе мы зашли в находящиеся на маршруте многоквартирные дома коридорного типа, откуда наиболее часто поступают сигналы о правонарушениях. Везде всё тихо и спокойно, только стены разбиты и расписаны, а дышать невозможно из-за зловонного запаха канализации.
– В этом общежитии проживает много неблагополучных семей, находящихся на административном учёте, поэтому мы часто здесь бываем с проверками. Сигналы регулярно поступают в дежурную часть, сами понимаете и видите, какая здесь обстановка. Вот на этой лестничной площадке в прошлое дежурство мы обнаружили спящего мужчину в сильном алкогольном опьянении.
– И что вы делаете в таких случаях?
– Если человек спит, мы не имеем права его трогать, вызываем скорую помощь, его везут в терапевтическое отделение. Буйного ведём в отделение, устанавливаем личность, составляем протокол, везём также в терапию, чтобы определить есть ли опьянение и какого рода. Бывают граждане, которые неадекватно себя ведут: то смеются, то плачут, то кричат, то спокойно разговаривают. Как без медицинского освидетельствования узнать, что служит причиной такого поведения? Никак.
Дальше идём из общежития по улице Комсомольской в сторону магазина «Пятёрочка». У теплотрассы, где обычно находится несанкционированная свалка, территория убрана. Раньше на этом месте молодые люди часто распивали алкоголь. Именно граждане, находящиеся в сильном алкогольном опьянении, – основной контингент, с кем приходится работать сотрудникам патрульно-постовой службы.
Задача полицейских ППС не просто идти по улицам и следить за правопорядком, но и каждый час докладывать обстановку, своё местонахождение в дежурную часть. Бывают скрытые проверки, когда оценивают действия патрульных, где они находятся, как себя ведут. Оценивается, как быстро полицейские проследуют по указанному адресу, где происходит что-то противозаконное. Контроль всесторонний, поэтому в наряде не расслабиться. Да и в целом работа не мёд: на ногах в любую погоду, общение не с самыми культурными людьми, оскорбления, ограничения по роду службы даже в повседневной жизни: за пределы области просто так не выедешь, потому что в любой момент могут вызвать на службу.
Сотрудника патрульно-постовой службы полиции с целью быстрого реагирования могут направить в любую точку города и района в помощь участковому или по сигналу о распитии алкогольных напитков в общественном месте. Протокол за хулиганство или распитие алкоголя полицейские могут составить на месте. А также привлечь пешехода, который переходит автомобильную дорогу в неположенном месте, за нарушение правил дорожного движения. И такие ситуации возникают часто, например, на перекрёстке улиц Свердлова и Урицкого. Многие граждане спорят, ошибочно считая, что только госавтоинспекторы могут выписать штраф за нарушение правил дорожного движения.
Главная задача полицейских – снизить количество совершаемых преступлений или правонарушений на обслуживаемой территории. Добиться, чтобы хотя бы один из десяти правонарушителей задумался над своим проступком и встал на путь исправления. П.А. Бродовикова и Д.Н. Логинов рассказали, что есть и такие граждане, которые специально не оплачивают штрафы, чтобы в период ареста не пить и даже «завязать», потому что иначе не могут отказаться от алкоголя.
Года два назад в подразделении появились «дозоры» – оборудование, которое прикреплено к форме и фиксирует происходящее на видео. Им обычно пользуются, когда ведут разговор с нарушителем правопорядка.
Сопровождая наряд по маршруту, мы дошли до центрального парка и парка учителей, никаких правонарушений за два часа патрулирования улиц в центре города не произошло, но это, можно сказать, исключение. По словам полицейских, за день они составляют четыре протокола. Причём службу несут, даже если находятся на выходном. Вот такая работа…
Стать офицером
П.А. Бродовикова – единственная девушка, которая сегодня несёт службу в должности полицейского отдельного взвода патрульно-постовой службы МО МВД России «Камышловский». При этом она хрупкая и нежная, но, несмотря на внешнюю беззащитность, может дать жёсткий отпор любому мужчине.
– Конечно, мы еженедельно занимаемся физподготовкой, владеем боевыми приёмами борьбы, и мне как сотруднику полиции это необходимо, так как на маршруте патрулирования мы сталкиваемся не только со спокойными, но и с агрессивными гражданами, – говорит Полина Алексеевна. – Но в первую очередь мы должны быть психологами, к каждому находить свой подход, даже если человек проявляет агрессию, мирно всё решить. Обычно пьяные граждане, услышав мой спокойный голос, успокаиваются. Надо чувствовать человека, чтобы понять, как и кому с ним говорить.
Девушка с юности тяготела к службе в органах внутренних дел. Однако после окончания школы, послушав родителей, получила экономическое образование, полтора года проработала в Москве, где живёт её мама, но по семейным обстоятельствам вернулась на родину в Камышлов.
– Я пошла на службу в ППС, потому что считаю её важной и нужной, это основа всей службы в органах внутренних дел, – делится П.А. Бродовикова. – Я мечтаю стать офицером. Ответственности, конечно, больше, но это моё стремление.
Служить обучаясь
Н.В. Логинов о службе в полиции не мечтал, но так уж судьба сложилась. Окончив 11 классов, поступал на горного инженера-технолога в Екатеринбург, но считанных баллов не хватило на бюджетное обучение. Поступил в медицинский колледж Сухого Лога, окончил первый курс и понял, что это не его. Решил не тянуть время, отчислился и ушёл служить в армию. По возвращении родные предложили пойти на службу в полицию.
– Я согласился и не пожалел, мне действительно здесь нравится, интересно работать в патрульно-постовой службе. Каждый день проходит по-разному, я чувствую себя здесь нужным, – говорит Никита Викторович. – Мне, как и Полине, ещё предстоит пройти первоначальное полугодовое обучение в учебном центре Нижнего Тагила. Служить нравится, я хочу получить высшее юридическое образование и стать офицером.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. В среднем полицейские патрульно-постовой службы проходят за сменупо 13 километров, но если нарушители не попадаются в поле зрения и нет нужды идти в отдел оформлять документы, то пройти могут и 30 километров. В пешем патруле Никита Логинов и Полина Бродовикова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»