Камышловские авиаторы
…Мы взлетали, как утки, с раскисших полей:
Двадцать вылетов в сутки – куда веселей!..
Владимир Высоцкий
Эти материалы разыскал и принёс в редакцию руководитель авиамодельного клуба «Аэроплан» В.А. Суворов, который занимается поиском и установлением судеб камышловцев, служивших в авиации.
Яков Георгиевич Хмелёв родился в 1920-м году в Козонковой. В музее школы № 1 хранятся воспоминания его сестры Анны Георгиевны Сириной:
«В 1931 году семья переехала в Камышлов. Яков поступил в Сухоложское училище, но через год был переведён в Свердловский металлургический техникум. Учёбу совмещал с занятиями в аэроклубе. Мама часто болела, и Яше удалось устроить её на лечение в физинститут. Закончив техникум, он стал перед выбором: работать металлургом или поступить в лётное училище в Серове. Многие мальчишки того времени стремились стать лётчиками. И выбор был сделан.
В 1939 году Яков был призван на действительную службу в Красную Армию. Служил он в лётной части на Украине, в Житомире. Каждый год приезжал в отпуск, посылал родителям письма и денежные переводы. Последний раз был в отпуске в мае 1941 года, а в июне началась Великая Отечественная война. Яков летал на бомбардировщиках. В 1942 году родителям пришло извещение о том, что Я.Г. Хмелёв не вернулся с боевого задания. Где он погиб, где похоронен и похоронен ли вообще, неизвестно. Эта боль до самой смерти мучила родных. Отец постоянно думал о погибшем сыне и однажды не услышал сигнал паровоза, шагая по узкоколейке. В 1943-м он погиб. Очень трудно жилось вдове и матери погибшего сына в те годы».
В «Книге памяти» Свердловской области издания 1998 года, том 15, о нашем земляке сказано одной строкой: «Хмелёв Я.Г., лейтенант, пропал без вести 26 сентября 1942 г.».
А это новая информация, которую удалось найти среди данных на различных интернет-ресурсах.
Служил Яков Хмелёв в 8-й Воздушной армии, сформированной 9 июня 1942 года. Штаб располагался в г. Валуйки. В её состав входило 49 авиаполков, имевших 596 боевых самолётов, 116 единиц вспомогательной авиации и 124 транспортных самолёта. Тыловое обеспечение авиационных частей армии осуществляли 40 батальонов аэродромного обслуживания.
Хмелёв служил в 272-й ночной бомбардировочной дивизии, в строю которой было 65 самолётов У-2 (По-2); действовала она не только ночью, но и днём, выполняла задания командования фронта по разведке положения своих войск, отходивших с тяжёлыми боями, а также для связи с ними. Экипаж По-2 состоял из двух человек – пилота и стрелка (бомбардира) во второй кабине. С Хмелёвым летал стрелок-бомбардир (штурман) лейтенант Валентин Фильшин. Полёты производились на высоте 40-50 метров для более надёжного распознавания войск, не имевших чётко выраженной линии боевого соприкосновения.
Лейтенант Хмелёв, пилотировавший самолёт, не вернулся с боевого задания в ночь с 26 на 27 июня 1942 года, до сих пор он считается пропавшим без вести.
Если среди читателей газеты есть родственники Якова Хмелёва, обратитесь в музей школы № 1 или в редакцию.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
На фото. Лейтенант Яков Георгиевич Хмелёв.
© Редакция газеты «Камышловские известия»