Галина ШИПИЦЫНА.
Несколько недель назад довольно большая территория недалеко от Булдаковой стала местом проведения Всероссийских соревнований по спорту сверхлёгкой авиации «Кубок Урала-2021» в дисциплине «Параплан – парящий полёт». Организатор соревнований – Объединённая федерация спорта сверхлёгкой авиации России, ранее состязания такого уровня на Урале не проводились. Пилот-парапланерист Михаил Бушланов – инициатор и организатор соревнований на территории Камышловского района. Среди множества отважных пилотов-спортсменов была наша землячка Анна Просова.
В поднебесье
Мы побывали на стартовой поляне в разгар соревнований. В первые дни спортсменам не очень повезло с погодой: как раз к открытию штиль сменили резкие порывы ветра, когда летать не просто опасно, а запрещено: унесёт, как пушинку. А вот на тренировочных полётах, которые проходили за несколько дней перед основным стартом, нам повезло полюбоваться взлётом, парением, посадкой и пообщаться с пилотами.
То, что все они «больны небом», сомнений не вызывает. Но одного желания «полетать» – мало. Сначала нужно учиться. Что такое полёт на параплане? Это уверенное владение техникой управления парапланом, умелое использование энергии восходящих от земли воздушных потоков, знание метеорологии, аэрологии, физики, географии. Только тогда, как сказал один из парапланеристов Илья, этот спорт становится безопасным.
– Ветер важен на старте и наверху, – пояснил он. – Иногда бывает, что на старте он в одну сторону дует, а вверху – в противоположную. И сила, и скорость ветра меняются в зависимости от высоты. Конечно, ветер важен, но не так, как, скажем, в скайсёрфинге, где он главная составляющая. А у нас основное – соотношение влажности и температуры. На скорость потока влияет много параметров. Поднимаясь, он увеличивает скорость с каждым метром, и в то же время теряет температуру. Пронзая горизонтальные воздушные течения вокруг, поток меняет свою структуру.
Из потока может выбросить, и тогда пилоту нужно или вернуться, или быстро «поймать» другой, иначе неизбежно приземление, а не везде его можно осуществить безопасно.
Илья объясняет:
– При определённых погодных условиях потоки есть всегда, но определить их дислокацию и структуру – искусство пилота. Воздушный поток невидим. Имея опыт и знания от потока к потоку, можно свободно летать, снижаться, «скручивая» между ними. У потока, в котором мы работаем, средняя скорость – три-пять метров в секунду. В грозу скороподъёмность в потоке может достигать более 30 метров в секунду, покинуть такой поток на параплане практически невозможно. При этом в приземном слое идёт бешеный шквал, приземление становится крайне опасным. Мы внимательно изучаем прогноз погоды, следим за развитием погоды, чтобы не попасть в подобные условия.
Вот такие полёты. А ведь со стороны всё кажется просто: всего две ручки управления, тянешь одну – поворачиваешь вправо, другую – влево…
Я как птица…
Умелая постановка задачи позволяет раскрыть потенциал пилотов и лётного места. На тренировочных полётах Юрий Попов улетел из Булдаковой прямиком в Ирбит, установив абсолютный рекорд дальности для места проведения соревнований, а Светлана Пожарских – в Белоярку. Обратно к месту старта пилотов привозят товарищи, или они возвращаются на такси. У всех пилотов и пилотесс я спрашивала: что притягивает в этом спорте? Ответы, в принципе, были похожи:
– Это классно! Ощущение полёта завораживает, всегда к этому тянешься. Свобода!
– Занимаюсь второй год. Очень нравится, каждый раз тянет в небо. Несколько недель без полётов – и начинается зуд, мандраж. Зимой ездим в тёплые страны, там летаем.
– В нашем спорте не бывает неадекватных людей. Все открытые, добрые, отзывчивые, думающие. Общение тоже притягивает…
Вот, например, познакомились мы с пилотом из Грузии Мерабом Гумбаридзе. Он вообще в России впервые, и сразу – в Камышловский район. Искренне говорил о том, как ему нравятся наши просторы, отличная погода и гостеприимные люди. Рассказывал, что первый раз летает на равнине, потому что у себя на родине привык к горам. Летает с детства – на спортивных самолётах, моторных дельтапланах, сейчас перешёл на парапланы. Почему?
– Мне нравится птичий полёт. Парящий. С моторами летать проще. А здесь перед тобой открытое пространство и полная свобода. Сразу чувствуешь себя птицей. Сейчас горный орёл летает на равнине, – улыбается мой собеседник.
Самый высокий полёт Мераба – 4500 метров. Можете себе представить?
– С той высоты из Грузии видно Чёрное море и даже Эльбрус. Но далеко мы не летаем, потому что Грузия – страна маленькая, поэтому дальность – не больше 100 километров, но зато огромная высота. Самый долгий по времени мой полёт – шесть часов без перерыва. Главное – правильно выбрать погоду. Если погоду не знаешь, лучше не лететь. Парапланерный спорт отличается от других видов тем, что мы – одна семья во всём мире. Любой пилот прилетит в Грузию – и мы, как нас здесь, в России, всегда встретим, поможем. И так везде…
Брошу всё и приеду
Анна Просова в 2014-м окончила 11 классов, а в 2017-м – полетела… Её мы тоже встретили на соревнованиях, как раз во время подготовки к старту.
– Аня, как появился в вашей жизни параплан?
– Всё было очень просто: у нас в Никольском периодически на моторах летали, я наблюдала. Познакомилась с пилотами, попросила покатать. И что-то во мне сразу изменилось. После полёта очень долго спать не могла.
– И как же всё перешло на серьёзный уровень?
– Год в колледже доучивалась, сидела у окна и смотрела на облака. Доучилась, встретилась с ребятами, они сказали: весной привезём тебе простой, учебный параплан, попробуешь. Я еле дождалась майских праздников, была такой счастливой. Они поняли, что дело плохо, и отправили меня в Башкирию учиться. Я диплом в колледже получила, в тот же день отдала его родителям и уехала на первом автобусе. Не помню, как жила до этого, о чём думала.
– Расскажите о небе.
– В небе очень спокойно, никого нет. Ощущение, что тебя никто не видит. Тихо. Птички рядом летают. Если становится скучно, можно включить музыку. По времени мой самый долгий полёт – два часа. На длительные пока опыта не хватает. Страшновато отлетать от дома, психологически тяжело пересекать большие леса.
– А вообще как страх преодолеваете? Или не страшно?
– Один раз села в лесу, как-то выбралась, с тех пор немного боюсь. Но с опытом, с каждым разом, страх всё меньше. Понимаешь, что это объективно небезопасно, что я тут в принципе не должна быть, что должна сидеть дома и заниматься чем-то полезным. Но при этом знаю, что не могу отсюда уйти, что если меня позовут, брошу всё и приеду из любой точки…
Опытные парапланеристы взлетают на такую высоту, что угадать их в голубом океане неба иногда даже невозможно. На самом деле это очень красиво – бескрайнее небо, и в нём – яркое крыло параплана, рядом только птицы и облака. Пилоты говорят: стоит раз взлететь – и мир уже никогда не станет прежним…
Кстати
Параплан – сверхлёгкий летательный аппарат балансирного типа – паритель. Это специальное крыло, размах которого составляет около 10 метров, аэродинамические характеристики которого задаются его кроем и системой строп. Пилот сидит (а иногда и почти лежит) в подвесной системе. Полный вес – от 6 до 20 кг, а так как жёсткого каркаса у параплана нет, то в собранном виде всё снаряжение помещается в рюкзаке. Используя только энергию воздушных потоков, можно непрерывно летать часами, преодолевая расстояния в десятки и сотни километров.
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Пилотесса из села Никольского Анна Просова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»