Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 29 Мар. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
04 марта 2015, 14:00

О камышловце, покорявшем Север



58tp9Наши земляки

О том, что в нашем городе родился и жил отважный покоритель Севера, бортмеханик Флегонт Иванович Бассейн, известно не всем. Разве что представители старшего поколения знают об этом. Известна старожилам и фамилия Бассейн. Носители её до сих пор живут в городе, а некоторые из них состоят в родстве с Флегонтом Ивановичем. Но не говорят об этом, скорее всего, потому, что наш земляк покинул город в далёкой юности, и связь с Уралом была прервана.

Однако когда город готовили к 300­летию, редактор газеты «За коммунизм» И.Н. Ткаченко вышел на связь с отважным лётчиком, и в газете появился хоть и короткий, но любопытный материал о земляке, покорявшем Север.

Благодаря Интернету разыскала автобиографию Ф.И. Бассейна, которая потребовалась для назначения ему персональной пенсии. Вот, что он писал: «Родился я в 1902 году в Камышлове, образование среднее, беспартийный, пенсионер. В 1914 году пошёл работать учеником слесаря по ремонту сельхозмашин на завод Иванова. В 1918 году окончил ремесленную школу, работал токарем. В январе 1921­го добровольно ушёл в Красную армию. Был сапёром, потом послали в дивизион воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в разгроме Врангеля. Принимал участие в борьбе с белофиннами в качестве старшего моториста первого отдельного авиационного отряда.

После учился в Московской школе лётчиков, работал механиком пятого отделения, где начальником был М.М. Громов (сов. военачальник, годы жизни 1899­1985, Герой Советского Союза, совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – США в 1937 году, а ещё раньше в 1934­м установил мировой рекорд дальности полёта – 12 тыс. км – прим. ред.).

В 1925 году работал в авиамастерской общества «Добролёт». С 1928 года на авиалиниях Москва – Иркутск, Москва – Харьков – бортмехаником. В 1932 году по заданию НКВД совершил полёт в Арктику…»

Надо сказать, везло нашему земляку на замечательных отважных людей, а, может, время такое было. Со знаменитым лётчиком, Героем Советского Союза, покорителем Севера М.В. Водопьяновым его связывала крепкая дружба. Вот что рассказывает Водопьянов о бортмеханике Ф.И. Бассейне в своих воспоминаниях.

«Нас обоих, меня и моего бортмеханика Флегонта Ивановича Бассейна, с детства потянуло в авиацию. И мы каждый своим путём в авиацию пришли…

В августе 1920 года я служил помощником шофёра, и вот появился у нас крепкий низкорослый юнец. Несмотря на свой возраст, в то время ему было около восемнадцати, Бассейн уже второй год служил добровольцем в авиационных частях и имел хорошую квалификацию – был старшим мотористом.

Молодость не мешала ему хорошо выполнять возложенную на него работу. Этим он завоевал авторитет командования нашего дивизиона, и его стали ставить в пример остальным. Но нам Бассейн казался каким­то замкнутым, и мы его недолюбливали, думали, зазнаётся…»

Водопьянов объясняет, что красноармейцам было удивительно видеть, как Бассейн, вместо того, чтобы отдыхать со всеми вместе, плясать под гармошку, а то и выпить при случае, сидит в вагончике, читает, рисует. Особенно здорово у него получались самолёты. Когда Водопьянов сблизился с Флегонтом, он понял, какой это глубокий, интересный человек, как он много знает о самолётах, как мечтает летать.

Из­за этой мечты случилось с юным Флегонтом беда. Читайте, как пишет об этом Водопьянов.

«…Меня перевели в Ленинград, а Бассейн остался служить в дивизионе. И вот получаю я от него такое письмо: «Миша, случилась у меня нехорошая история. Ты знаешь, что меня не удовлетворяла моя работа, хотелось стать лётчиком… Воспользовавшись тем, что в моём распоряжении был самолёт, – я его ремонтировал, – я на нём вылетел без разрешения начальства. Машина каким­то чудом осталась цела, а меня уволили в резерв. Что теперь делать – ума не приложу…»

И Водопьянов пишет: «Приезжай, Флегонт, в Ленинград. Будем служить вместе».

 

И дальше жизнь Водопьянова и Бассейна идёт параллельно. Правда, Михаил Васильевич стал лётчиком, а мечта Бассейна не сбылась, он из­за слабого зрения остался бортмехаником.

Читайте также:  Женщине, учителю и другу…

«Но, – пишет Водопьянов, – хорошие бортмеханики нужны не меньше, чем хорошие лётчики. Мы стали летать на одной машине. По­прежнему помогая друг другу, мы вместе проложили воздушную трассу Москва – Свердловск, открыли регулярную почтово­пассажирскую линию… Меня перебросили на Дальний Восток – открывать воздушную линию Хабаровск – Сахалин, а Бассейн остался в Москве. Я писал ему о новой своей работе, о несравнимой прелести полётов на Севере. По­видимому, на него эти письма подействовали, и от меня он заразился «болезнью Севера». Он стал добиваться, чтобы его перевели в Арктику, и мечта сбылась».

И вот первое задание от управления гражданского флота: доставить в Москву начальника экспедиции с острова Вайгач. Вместе с лётчиком Фарихом полетел бортмехаником наш Ф.И. Бассейн.

Фарих имел небольшой опыт полётов на Север. Он побывал на Чукотке и Аляске. Установили на самолёте радио и взяли с собой радиста Ручьева. 11 апреля самолёт Фариха вылетел из Москвы, в тот же день прибыл в Архангельск, на следующий день – Усть­Цильма. До острова Вайгач оставалось 800 км.

В те времена очень большой проблемой была перегрузка самолёта. И, как пишет Водопьянов, «опытные полярники не придумали ничего лучше, как сократить запас продовольствия, оставить свои полярные костюмы, до Вайгача, дескать, рукой подать: долетим, переночуем, вернёмся. Полетели налегке, из продовольствия захватили 2 кило печенья и столько же копчёной колбасы».

Жаль, что газетные страницы не позволяют описать все злоключения «опытных полярников». Вместо суток, из­за тумана и других непредвиденных обстоятельств, до Вайгача они добрались через 20 суток, а потом не менее трудным был обратный путь.

Сколько надо выдержки, мужества, знаний, умений, чтобы не поддаться панике, не замёрзнуть, не умереть от голода, а бороться, искать выход. Опыт неудачного полёта пригодился в дальнейших экспедициях.

«С тех пор, – пишет Водопьянов, – мы вместе с Бассейном немало полетали на Севере… Мы учли ошибки, и вместе с Флегонтом попытались создать новую конструкцию почтово­пассажирского самолёта. Первый опытный самолёт я испытал при спасении челюскинцев». Ф.И. Бассейна за участие в этой операции наградили орденом Трудового Красного Знамени.

В 1935 году Бассейн готовит самолёт и принимает участие в составе экипажа М.В. Водопьянова в большом арктическом перелёте: Москва – Мыс Шмидта. Такой перелёт был совершён впервые, преодолено в общей сложности 13 тысяч километров. В следующий полёт впервые в истории освоения Арктики лётчики пересекли Баренцево море, достигли архипелага Земля ФранцаИосифа и острова Рудольфа, наметили будущую базу экспедиции.

В этом полёте произошло ЧП: один из моторов выходил из строя по причине утечки антифриза – жидкости для охлаждения мотора. Прямо на ходу взялись за ремонт. Помогла смекалка – стали прикладывать к течи сухие тряпки. Когда они напитывались жидкостью, их отжимали в ведро, а потом перекачивали обратно в мотор. Механикам пришлось снять перчатки и на морозе, при стремительном ветре, высунув наружу голые руки, проделывать эту операцию. Естественно, руки механики обморозили.

«Жизнь мотора была спасена, – пишет Водопьянов. – Но тогда я ещё не знал, какой ценой это было достигнуто».

Заканчивая рассказ о нашем земляке, скажу, что поиском отважных лётчиков Камышлова занимается В.А. Суворов. Он наставник юных авиамоделистов. И разыскал в детской библиотеке книгу М. Водопьянова, где автор рассказывает о Ф.И. Бассейне, разыскал родственников этого геройского бортмеханика, готовит материал для музея.

А главное, что он закладывает в души детей мечту, воспитывает гордость за свою родину.

Елена ФЛЯГИНА
На фото Ф.И. Бассейн и М.В. Водопьянов.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.