Делимся опытом.
В период пандемии не каждый отправится в путешествие. А если это летнее онлайн-путешествие по победителям конкурса «Школа» Рыбаков фонда? Школа № 7 – одна из них. Как самая маленькая школа в городе стала местной заводилой? Чем живёт школьное сообщество? Читайте прямо сейчас.
Недостаток обратить в преимущество
В школе учится 213 человек, она находится в частном секторе, где и живут большинство педагогов, учеников и родителей. Кажется, полная изоляция. Но компактность помогла сплотить сообщество. Всех родителей я знаю в лицо. Выпускники водят к нам в школу уже своих детей. И потребности местных мне знакомы. У нас прижился формат классного часа с известными людьми города. Например, выпускник – зам. директора спортивной школы – приходил к нам вместе со своими воспитанниками.
Мы проводим онлайн-опросы, чтобы узнать, что нужно родителям и как они готовы участвовать в жизни школы
В нашем микрорайоне нет ни центра досуга или дома культуры, ни кинотеатра, ни парка, ни спорткомплекса. В 2013-м мы приняли пятилетнюю программу развития школы как социокультурного центра микрорайона. Мы выиграли областной грант и оборудовали в школе прокат лыж и коньков. Наш школьный двор ежегодно становится лучшим в городе. У каждого класса есть клумба, дети с родителями и сотрудники школы выращивают в классах или приносят из дома рассаду, рисуют проект клумбы и благоустраивают территорию. Мы чистим поляну в микрорайоне, делаем снежный городок, проводим благотворительные концерты. Даже вопрос с установкой мусорных контейнеров у частных домов помогла решить администрация школы!
Мы сотрудничаем с территориальным отделом самоуправления, там есть неугомонный человек Зинаида Ивановна Бабинова: всех заводит, приходит с идеями, а мы к ней – со своими. Так рядом со школой появилась остановка городского автобуса. Это важно, ведь больше 80 учеников живут за пределами микрорайона.
Родители: от недоверия к сотрудничеству
Родители проводят в нашей школе мастер-классы. Папа одного из наших учеников Иван Викторович Изюров организовал шахматный клуб и устраивает турниры. Михаил уже окончил школу, а клуб продолжает работать.
Уже восемь лет в школе действует родительский клуб: круглые столы, лектории, деловые игры, тренинги. Вначале родители настороженно отнеслись к клубу, но увидели, что мы хотим помочь, создаём среду для неформального общения. Весенняя школа Рыбаков Фонда научила нас, что нужно обязательно узнавать запросы. Теперь мы проводим онлайн-опросы, чтобы узнать, что нужно родителям и как они готовы участвовать в жизни школы. В день рождения школы на торжественном приёме у директора чествуем самых активных родителей и учащихся.
Кстати, благодаря Весенней школе начали проводить анкетирование среди педагогов, например: назови пять коллег, кого бы ты хотел поблагодарить и за что? А чем можешь быть полезен ты? Кого бы ты взял в команду? Так выявляем, что один педагог может научить работать на компьютере, другой – помочь составить документы на конкурс и так далее. Хороший метод!
В школе действует волонтёрский отряд «Правопорядок». Старшеклассники патрулируют улицы, общаются с подростками, состоящими на учёте: один из социальных партнёров школы – отдел по делам несовершеннолетних.
Перезагрузка и глоток свежего воздуха
В апреле наша команда участвовала в Весенней школе Рыбаков Фонда: работала на мастер-классах, осваивала цифровые сервисы, но главное, создавала программу развития школы и сообщества. Для меня лично как для человека и заместителя руководителя со стажем Весенняя школа – это перезагрузка. Когда школа работает внутри города – это одно, а когда педагоги со всей страны открыто передают опыт – совсем другое. Это как глоток воздуха, появляется огромное желание двигаться дальше.
Меня впечатлили школы из Братска, Пензы, Новосибирска. Переписываемся с участниками учительского трека. Общение помогает. Например, мы участвуем в конкурсе «Доброволец России-2020» с проектом спортивной площадки. Светлана Садовникова, зам. директора пензенской школы, чётко изложила нам, что делать. Какие бы вопросы я ей ни задавала, она на все ответила. А команда из Новосибирска рассказала, как обустроить информационное и образовательное пространство внутри школы.
Во время дистанта благодаря нашему куратору по Весенней школе Максиму Иванову мы запустили проект «Письмо знаний». Это большая поддержка родителям, у которых нет связи или ноутбуков. Мы установили в школе ящик и оставляли для родителей комплекты материалов и заданий от педагогов и письмо поддержки директора школы, а родители возвращали на проверку готовые задания и клеили на них смайл. Так мы осуществляли обратную связь.
По итогам Весенней школы мы реализуем инновационный проект «Школа – культурно-образовательный центр микрорайона». Планируем запустить лабораторию наставничества, чтобы на базе нашей школы педагогическое сообщество города обменивалось опытом. В планах стать региональной инновационной площадкой, создать свой фонд и провести фандрайзинг.
Наталья СВЕТЛАКОВА, заместитель директора школы № 7
Фото из архива школы № 7.
На фото. Отряд «Правопорядок».
© Редакция газеты «Камышловские известия»