Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Пт, 22 Ноя. 2024 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Он ушёл, но вернулся. В воспоминаниях
19 марта 2022, 14:00

Он ушёл, но вернулся. В воспоминаниях



Трудно говорить о хорошо знакомом человеке в прошедшем времени: жил, был, писал, любил своё дело, семью, детей, пел, шутил, смеялся… Всё стало в прошлом для него и для нас. Но в памяти Владимир Терентьевич Сысюк остаётся живым! От первой с ним встречи и до последней.

Когда летом 1965 года меня позвали работать в редакцию, Владимир Сысюк, выпускник журфака Уральского университета, усердно трудился над большим, на всю страницу, фоторепортажем о сельской жизни нашего района. Это была его дипломная работа. Не знаю, как её оценили на факультете, но нашим читателям материал понравился. А я тогда была на вершине счастья: вот у кого надо учиться писать (на тот момент в нашем коллективе он оказался единственным профессиональным журналистом), вот с кем будем бок о бок сидеть и работать в одном кабинете. В старой редакции, в самой большой комнате с печкой нас стало четверо, и мы были как дружная семья.

Тот успех его окрылил, и на протяжении всей творческой жизни многие свои материалы он сопровождал живыми интересными снимками. Или просто фотографировал всё, что цеплял его неравнодушный взгляд: трудового человека в его естестве, без прикрас, события, оставившие след в истории края, будни города и праздничную суету, цветок, в котором углядел белизну фарфоровой чаши, необычную сосну, похожую на лиру, или снежного «змея», ползущего по ветке в зимнем лесу… Природу любил очень и запечатлевал её как истинный художник. И часто выступал в газете в роли её защитника, ведя рубрику «Открытая книга природы». Стал горячим сподвижником тогдашнего районного охотоведа, уважаемого человека Василия Александровича Григорьева. Только воспевал флору и фауну и боролся с их нарушителями Сысюк своими средствами: пером и фотообъективом.

Литературное творчество Владимира Терентьевича тоже нашло воплощение в его очерках, зарисовках, в коротеньких «информашках», в которых был заложен большой смысл, а позднее – и в книгах. Хорошо помню самую первую из них, в красном переплёте – «Золотые звёзды свердловчан – о Героях Советского Союза». Сысюк выступил здесь как один из соавторов. Мы гордились, что в нашем коллективе появился писатель и старались заполучить этот увесистый нарядный том в свои домашние библиотеки. Потом у него вышли в свет другие книги – воспоминания, и все они пропущены через сердце автора.

Между делами любил поразмышлять о текущих событиях в политике у нас в стране и даже в мире. Слушать его было интересно, и часто в его рассуждениях как-то сам собой находился ответ на какие-то непонятные ситуации или явления. Вот сейчас вдруг подумалось: был бы жив Владимир Терентьевич, как бы отнёсся к событиям на Украине, где он родился и которую любил? И скоро ли утихнет эта кровоточащая боль в людских сердцах? Не дождаться нам его ответа, не услышать его размышлений, увы…

И всё-таки чаще память прокручивает эпизоды, когда Владимир Терентьевич весёлый, жизнелюбивый, свой, открытый, с душой нараспашку. Однажды после командировки пришёл в редакцию в какой-то шапке, а обычно всегда носил береты и шляпы. Позднее переключился на кепки, какие носил его кумир из «Комсомольской правды» журналист Василий Песков. Так вот, та шапка была явно с чужой головы, но глаза Сысюка при этом так и светились счастьем. Оказалось, что в поезде он случайно встретил своего друга (то ли студенческого, то ли армейского – не помню), с которым не виделись много лет. Обнялись, наговорились, а на прощание обменялись шапками. «Махнул не глядя!» – сказал и весело рассмеялся.

Читайте также:  Дарованные встречи

В другой раз с какого-то семинара привёз новый тогда танец «Летка-енка», и мы на ближайшем редакционном капустнике вслед за Владимиром Терентьевичем, увлечённые всеобщим весельем, дружно выплясывали «Летку-енку». Ну а если дело доходило до пения, тут его красивому раскатистому голосу не было равных. Петь он любил всегда, начиная с университетского хора. Особенно ему удавались напевные мелодичные украинские песни, уносившие его на милую родину.

Даже проводы Сысюка на пенсию (казалось бы, торжество скорее с грустинкой, чем радостное) получились на редкость весёлыми, яркими, запоминающимися. Потому что сам юбиляр был под стать празднику, всем хотелось доставить ему истинное удовольствие.

Человек неуёмный, деятельный, он и на пенсии не сидел сложа руки, продолжал собирать материалы и выпускать новые книжки, столярничал. Сам построил свой дачный дом-игрушечку, без конца его совершенствовал и украшал деревянными кружевами. Изучив рынок, заметил, что в магазинах в ту пору не было рамок для фото и картин. А спрос есть! До сих пор любовно сделанные им рамочки украшают наши семейные фотографии и картины камышловских художников – хорошая память о мастере золотые руки.

Или вот ещё один штрих к портрету. На 8 Марта от мужчин редакции он дарил нам не покупные открытки со стандартными поздравлениями. Он одаривал каждую своими снимками, а на них цветы невиданной красоты и тёплые, от всего сердца пожелания. Для каждой из нас находил какие-то особенные слова. Храню эту фотооткрытку как добрую память о Владимире Терентьевиче. А ещё живо в памяти его признание нам, молодым тогда сотрудницам газеты: «Вы мне, девчата, как сёстры». Хотя в далёкой Украине у него осталась родная сестра Маруся, по которой он скучал. Их разлучили расстояние и границы между нашими государствами.

Не потому ли случайная встреча с землячкой, донской казачкой актрисой Зинаидой Кириенко произвела на него неизгладимое впечатление. Кажется, произошло это на каком-то выездном журналистском мероприятии, где участвовал Сысюк и куда, видимо, была приглашена любимая народом артистка. И главное – красавицу героиню кинофильма «Тихий Дон» ему удалось поймать в кадр! Снимком он очень гордился, портрет актрисы украшал не одну его выставку. Владимир Терентьевич считал эту работу одной из творческих удач всей жизни.

А теперь о печальном. Зинаида Кириенко и Владимир Сысюк покинули этот мир почти в один и тот же февральский день, от одной и той же болезни – коронавируса. Так сложилось. Упокойтесь с миром, добрые люди. Может, там, на небесах, предстоит вам встреча…

Татьяна ИВАНОВА
Фото Алексея Татищева.
На фото. Владимир Сысюк с сыном Алексеем. 1970-е годы.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2024 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.