Весь мир 30 апреля отмечал день джаза. Несколько лет назад наш город стал одним из джазовых центров России, пускай и на один только день в году. Поэтому можно говорить, что теперь это и наш праздник. На юбилейном фестивале «УралТерраДжаз» в августе 2017-го «за кулисами» открытой сцены знаменитый трубач, джазмен и композитор Сергей Пронь говорил о джазе, музыке и о многом другом.
Музыка – это…
…симметрия, гармония, целесообразность, подчинённость второстепенного главному. Можно сказать, это процесс даже математический. Зная строгие законы музыки, мы соблюдаем их в ансамбле, но в то же время свободны распорядиться ими в данную секунду, именно сегодня и именно так, как сейчас чувствуем.
Труба – это библейский инструмент. И на фресках ангелы с трубами. Их звука боятся бесы
Импровизируя, мы…
…вольны пойти в любую сторону, и это будет логично и правильно. Это свободное путешествие на основе строгих законов музыки. Ансамблевая интеракция – когда каждый исполнитель слышит свою роль, даже «предслышит», что может произойти дальше, в какую сторону направится музыкальное движение.
То коллективное сознание, которое возникает в джазовом ансамбле, пожалуй, единственный вид музыки, где такое «путешествие» возможно. Потому что вся фактура, то есть слияние инструментов в единое целое, имеет разграничения, каждый выполняет свою функцию. Все музыканты разные – и по звуку, и по манере, и по мышлению. Каждый отражает свой взгляд на жизнь с помощью своего инструмента. Но это всё на уровне подсознания. В целом же возникают ансамблевые интеракции, где каждый ответствен за общий результат, слышит и корректирует себя в нём. Когда мы взаимодействуем, мы не соревнуемся: кто кого, а получаем радость от того, что дополняем эту прекрасную картину мироздания. Конечно, эта радость и есть стимул ко всему остальному. Если этого нет, всё абсолютно мёртво. Ну а в результате получается, как будто сыграно по нотам, идеально выучено. Однако на самом деле то, что вы сейчас услышали, происходит только сегодня и только сейчас. И это возникает тогда, когда музыкант очень квалифицированный. Он должен хорошо знать музыку и её законы. А на это уходят десятки лет. И вот тогда получается не игра в музыку, а импровизация в музыке.
Есть такая шутка…
…чтобы быть музыкантом, надо 99 раз облажаться, потом выйти в сотый раз и облажаться окончательно. Нельзя бояться ошибок, я так учу своих студентов. Когда человек не боится, он может сделать что-то намного естественнее.
Ошибку нужно превращать в силу. Обыграть её. Потому что когда исполнение безукоризненно, это никому не интересно. Все люди несовершенны, и доля погрешности сближает нас, музыкантов, со всеми. А когда человек выходит и, как робот, безукоризненно всё делает, это может оттолкнуть. Должна быть всегда доля человечности и доля иррационального.
Психика человека устроена таким образом, что, когда он узнаёт в музыке себя и свойства своей души, музыка способна раскрыть такие кулуары, которые в обычной жизни не раскрываются.
Но с другой стороны, и в обычной жизни можно найти творческие моменты, самые рядовые вещи выполнять не как однообразную работу. Я, например, люблю на даче строгать, пилить, делать резную мебель. Мне это нравится. И в этом тоже есть ощущение творчества, а не обыденности.
Сказано в Ветхом Завете…
…в «Книге чисел»: «И сказал Господь Моисею: возьми и сделай себе две серебряные трубы, и в дни печали твоей, радости твоей играй этими трубами» (…). Сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам установлением вечным в роды ваши. И когда пойдёте на войну в земле вашей против врага, наступающего на вас, трубите тревогу трубами – и будете воспомянуты пред Господом, Богом вашим, и спасены будете от врагов ваших…».
Труба – это библейский инструмент. И на фресках ангелы с трубами. Их звука боятся бесы. У этого инструмента есть свойство абсорбции – очищения воздуха. Как у колокола. Устройство трубы схоже с колоколом. А когда он звонит, на расстоянии звука вредные вещества из атмосферы выпадают, и очищается воздух, улучшается самочувствие.
Труба – очень сложный инструмент, самый сложный из духовых. Чтобы научиться играть чистый звук, некоторым требуется много лет. И труба привлекала этим и всегда меня волновала. Я окончил музыкальное училище, потом консерваторию у всемирно известного профессора Анатолия Дмитриевича Селянина, который был вице-президентом европейской гильдии трубачей. Потом судьба забросила меня на Урал, и вот уже 28 лет живу здесь, преподаю, занимаюсь профессиональным объединением музыкантов.
Много пришлось пережить разочарований, бывало, ничего не получалось. Но именно это преодоление очень важно. Луи Армстронг, к примеру, всю жизнь преодолевал свои губы, потому что до мозолей давил на них мундштуком, и потом срезал бритвой ороговевшую часть. Но звук Армстронга – это тяга к жизни, преодоление сквозь «не могу». Не могу, но преодолеваю. Вот это людям нравилось и нравится. Всё, что у него есть хорошего на душе, он дарил без остатка.
Как ни в каком другом виде искусства…
…в джазе можно моделировать своё отношение к жизни. Это искусство глубоко искренне. В нём нет места для притворства, фальши. Потому что публика сразу её чувствует. Она воспринимает не то, какую ноту ты сыграл, а то, о чём сыграл, что ты за человек, как мыслишь, как думаешь о жизни.
Больше 30 лет я пишу собственные авторские композиции, которые основываются на принципах и славянского музыкального менталитета, и европейского музицирования, и американского джаза. Но я не американец и живу не на 20-й авеню, поэтому какой смысл кого-то изображать? Прекрасные взаимоотношения людей, великолепная природа, коммуникативные связи между людьми, жизнь современного мегаполиса, сверхскорости, дефицит тишины, урбанизм – всё это часть и нашей жизни. Мы знаем цену тишины, стоп-кадра. И джаз помогает выразить всё это. Несмотря на то что музыка у меня непростая, люди всегда её хорошо воспринимают. Потому что, как многие говорят, узнают в ней себя.
В джазе есть…
…необходимость и свобода. Необходимость выполнять законы мироздания, симметрия, пропорции, колорит – как в жизни. Но ты, тем не менее, имеешь право выбора. Это даже схоже с религиозными моментами. Потому что Бог даёт любому человеку право выбора: либо хорошо, либо плохо – выбирай.
Это элитарное искусство, не массовое, несмотря на то что это музыка, которая эмоционально может зарядить абсолютно любого человека, каждый может в ней найти для себя что-то. В джазе очень много стилей, начиная от архаичных, аутентичных. Он включает множество оттенков восприятия того, как человек видит эту жизнь. Но в джазе есть такое уникальное явление, как чувство времени. Жизнь человека – пульсация, вся вселенная пульсирует и движется. Поэтому джаз – ощущение движения, искренности, теплоты. И всё, что связано с глубинами человеческой души, в джазе особенно остро.
В современном мире много музыки прикладной, для развлечения, коммерческой, фоновой. И есть музыка, в которой можно путешествовать концептуально. Пожелаю людям, которые хотят услышать джаз, слушать его, вникать в него и сочувствовать.
Подготовила Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Выступление трубача Сергея Проня на джазовом фестивале в Камышлове, 2017 год.
© Редакция газеты «Камышловские известия»