Илья ЗЫРЯНОВ.
«Отыщи занятие по душе и тебе не придётся трудиться ни одного дня в жизни», – говорил мудрый философ Конфуций. Многие ли могут похвастаться столь удачной находкой? Алексею Могутину повезло: после нескольких лет исканий он смог полностью посвятить себя любимому хобби, получая за это деньги.
Звукорежиссёр ЦКиД Алексей Могутин
И занялся. На двухкассетном магнитофоне, подаренном родителями, пытался свести свои первые треки. Впрочем, особых иллюзий он на тот момент не питал. В конце прошлого столетия диджеинг в нашей стране лишь начинал набирать обороты. Даже столичным энтузиастам приходилось ездить в Англию, чтобы элементарно купить пластинки с электронной танцевальной музыкой. До Екатеринбурга доходили лишь слабые отголоски этой культуры, чего уж говорить о Камышлове, где и ночных клубов-то не было.
Между тем школьное обучение подходило к концу, надо было определяться с профессией. Всерьёз озаботившись своим будущим, Алексей выбрал более «приземлённую» железнодорожную специальность электромеханика систем централизации, блокировки и связи.
– Поначалу, конечно, хотелось куда-нибудь уехать. Но тогда я почему-то решил, что непременно должен окончить наш ПЛ-16, – делится Алексей.
Получив первые «корочки», он тут же поступил на вечернее отделение в Камышловский экономико-правовой колледж на факультет «Финансы и кредит», а в дневное время работал в автосервисе. Затем устроился на ЭТЗ. Но и этого ему показалось мало. В 2010 году Алексей сдал экзамены в Уральскую государственную сельскохозяйственную академию, учился и пару лет работал на свинокомплексе. Руководство сулило хорошую должность, но душа к делу не лежала.
– Когда стоишь посреди поля, пытаешься решить какие-то проблемы с водоснабжением, а все твои мысли при этом занимает музыка, то ничего хорошего не выйдет, – говорит Алексей Могутин. – Есть люди, которые созданы для этого. Но для себя я тогда окончательно решил – буду заниматься только своим делом.
На тот момент Алексей уже был знаком с директором ЦКиД Мариной Каневой, имел опыт организации музыкального сопровождения нескольких мероприятий. И летом 2012 года он был принят звукорежиссёром в ЦКиД.
Началась творческая работа, как правило, совершенно не нормированная. Если в десять утра – праздничный концерт, то в семь Алексей уже на месте – готовит аппаратуру с коллегой Константином Кравченко. И даже в будни пропадает на работе до позднего вечера: время за любимым занятием пролетает незаметно.
В таинственных кулуарах ЦКиД действительно легко «пропасть». В этом я убедился лично, когда заглянул к Алексею в репетиционную студию минут на двадцать, а вышел оттуда через полтора часа: настолько интересно он рассказывает о тонкостях своего специфического увлечения. Качество, кстати, немаловажное, если учесть, что Алексей ещё и преподаёт уроки диджеинга всем желающим. На сегодняшний день у него двое учеников, занятия проходят по вторникам и четвергам в 18.00 в ЦКиД.
– Первой начала заниматься школьница Алеся Григорьева, – говорит Алексей Могутин. – Тогда стоял вопрос проведения детских дискотек, хотелось, чтобы молодёжь видела за пультом ровесника. Алеся легко с этой задачей справилась. Затем пришёл Денис Корнилов. Пару стримов провёл Саша Кочегаров, ещё несколько ребят проявляли интерес, но не все, к сожалению, могут играть на камеру.
– Правда ли, что диджеинг – это очень простое занятие, которое не требует музыкальных способностей? – спрашиваю я.
Диджеинг разграничивается на несколько категорий: это может быть работа в баре, где тебе заказывают музыку. Можно также играть на свадьбах и юбилеях. Но есть ещё одно направление – клубное, когда диджей сам составляет плейлист и тем самым показывает свой музыкальный вкус и умение. Именно к этому я больше всего тяготею и призываю своих учеников
– Это просто, когда уже знаешь, что и как надо делать, – отвечает Алексей. – Прежде всего необходимо освоить «вертушки» – проигрыватели пластинок, где скорость треков, тембр, громкость и прочее подгоняются вручную. Не многие способны идеально свести две пластинки. На современных цифровых аппаратах это делается одним нажатием кнопки, от диджея особых умений не требуется, но и звучание при этом хуже. Кроме этого, надо уметь чувствовать публику, держать её по несколько часов подряд. А значит, грамотно выбирать очерёдность пластинок, знать, что поставить в конкретный момент. Даже время суток надо уметь учитывать. Если удалось чем-то «зацепить» людей на танцполе, ты получаешь обратную связь, а это лучшая награда для диджея. А насчёт способностей, в общем-то, правда. Надо лишь очень любить музыку и обладать хоть каким-то чувством ритма – остальное приходит с опытом.
До пандемии Алексея часто приглашали в клубы Екатеринбурга, где его ценят. Вместе с другом Андреем Курохтиным он на протяжении трёх лет каждую пятницу играл электронную музыку на радио «Норма». Сейчас прямые эфиры проходят реже, как правило, в видеоформате в социальных сетях.
В коллекции Алексея Могутина уже около 400 виниловых пластинок, имена и названия на которых широкой публике вряд ли что-то скажут. При этом в его музыкальных ориентирах нет клише и строгих ограничений: если от композиции по коже бегут мурашки, значит, она качественная, а имена и стили не так уж и важны.
Сейчас Алексей много времени проводит в студии, создаёт уже свою музыку. В 2019 году несколько его треков вышли на интернет-платформах, в том числе итальянского лейбла RecycleReсords. Хорошо отзываются о его работах в Голландии. В скором будущем Алексей планирует выпускать виниловые пластинки. n
* Рейв – танцевальная вечеринка с привлечением диджеев, обеспечивающих бесшовное воспроизведение электронной танцевальной музыки.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»