Музей школы № 7 является одной из форм исторического, краеведческого и патриотического воспитания учащихся. Он был открыт в год 60-летнего юбилея школы в 1998 году по инициативе директора Веры Васильевны Чупиной. И с первых дней вызвал большой интерес у учеников, педагогов и родителей, став центром изучения истории школы. Сбор первых экспонатов вела учитель математики Ольга Михайловна Орлова, а первые экскурсии организовывала учитель истории Альфия Раисовна Матвеева. Я руковожу музеем с 2007 года.
Изначально предполагалось заниматься только сбором материалов о школе, но в 2006-2007 учебном году мы в рамках областной программы «Родники» совместно с клубом «Гренада» включились в движение родниковцев камышловского края. Активное участие по сбору информации о нецентрализованных источниках воды в микрорайоне Насоново и в их обустройстве приняли члены совета музея, показывая пример другим учащимся. Так школьный музей изменил профиль на историко-краеведческий.
Его фонд пополнили материалы, собранные учащимися во время туристических походов под руководством Ю.А. Васькова. Здесь хранится фрагмент ребра широкорогого оленя ледникового периода 10-тысячелетней давности. Краеведение в школе стало частью учебно-воспитательного процесса. А интерес к изучению природы родного края был заложен ещё в 80-х годах учителем биологии Любовью Васильевной Аринич. Ежегодно наши юные музееведы принимают участие в городских конкурсах «Ассоциации школьных музеев». Мы имеем 1-е место в конкурсе «Летопись школы» за 2007-2008 гг., 2-е – в конкурсе «Юбилей под цифрой «9» за 2008-2009 гг., 2-е – в краеведческой игре «57-я параллель» за 2009-2010 гг.
Патриотами не рождаются, любовь к Родине воспитывается годами. Для эффективного функционирования системы патриотического воспитания в школе
№ 7 разработана программа «Я – патриот!» на 2009-2013 годы. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех субъектов образования. Большинство их в 2010 году было приурочено к 65-летию Победы. Это акция «Вахта памяти героя Н.И. Кузнецова», музейный урок «Каждый, защищавший Ленинград, не просто горожанин, а солдат», коллективно-творческое дело «Построение города мира» и др.
Газета уже писала о поездке учащихся на родину легендарного разведчика Н.И. Кузнецова, о посещении Еланского гарнизона, о благотворительной подписке для ветеранов. Можно с уверенностью сказать, что любой учащийся нашей школы не просто знает, где находится школьный музей, а является его частым гостем. Приобщение учащихся к общественно полезной работе осуществляется через связь поколений, организацию шефской помощи ветеранам войны и труда. «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» – под таким названием прошла встреча учащихся 8-9-х классов с тружеником тыла Ниной Павловной Зворыгиной. В ходе встречи мальчишки и девчонки представили сообщения о подвигах камышловцев-тыловиков, работавших в годы Великой Отечественной войны, и эскизы памятников в честь них, а сами услышали много интересного от самого ветерана.
Неизгладимое впечатление на учащихся произвела встреча с тружеником тыла, ветераном педагогического труда Екатериной Петровной Кожевниковой. В дальнейшем ученик 8-го класса Александр Корелин неоднократно оказывал ветерану помощь по хозяйству. Каждый класс уже не первый год шефствует над ветеранами войны Николаем Александровичем Стафеевым, Иваном Ивановичем Злобиным, Татьяной Иосифовной Бубенщиковой и другими. Их воспоминания о военной поре стали основой для проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Также мы всегда рады общению с ветеранами педагогического труда нашей школы. В тёплой дружеской обстановке за чашкой чая проходят такие встречи. Мы очень признательны Людмиле Абросимовне Прохоровой, Любови Васильевне Аринич, Тамаре Дмитриевне Колобовой, Евдокии Зиновьевне Нелюбиной, Любови Васильевне Жуковской, супругам Клементьевым и другим за их активную жизненную позицию и оптимизм.
Уже не первый год в учреждении реализуется программа «Школьный двор». «Парк победителей» – это первый её шаг и совместный проект учащихся и педагогов. В его основе лежит рождение традиции: в честь победителя городского, окружного или областного конкурсов высаживается саженец яблони, черёмухи или рябины. Социальный проект «Парк победителей» является эффективным средством нетрадиционной формы поощрения учащихся и формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры. По видовому составу деревьев школьный двор занимает лидирующую позицию среди парков города.
Второй шаг – обустройство цветников и клумб. «Аукцион идей» на лучшую цветочную клумбу по озеленению школьного двора дал положительные результаты. Выпускница 2010 года Оксана Брылина предложила оформить одну из клумб школьного двора в виде государственного флага России и посадить астры белого, синего и красного цветов. Стартовал конкурс «Снежный городок школьного двора-2010». Благоустраивая школьный двор, мы улучшаем облик всего микрорайона, ведь школа является его культурным центром. По результатам работы по патриотическому воспитанию учащихся областная общественная организация «Возвращение» отметила вклад школы Благодарственным письмом. Процесс патриотического воспитания продолжается.
Елена РЯБОВА, учитель истории и руководитель музея школы № 7.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Большой шаг вперёд сделала школа №7 в своём развитии.
Молодцы учителя!
Рад видеть среди учителей ветеранов нашего классного руководителя Людмилу Абросимовну Прохорову-доброго здоровья желаю ей и всем учителям школы в Новом году.
Может быть стоит сделать школьный музей филиалом городского, тогда взаимные ресурсы и возможности станут больше.