День железнодорожника
Галина ШИПИЦЫНА
Вряд ли когда-нибудь за 31 год работы на железнодорожном транспорте машинист второго класса Юрий Александрович Полуяхтов мог себе представить, что однажды кресло помощника в кабине электровоза рядом с ним займёт девушка.
Однако именно так и случилось: в апреле этого года, закончив обкатку очередного будущего машиниста (то есть практическую подготовку к профессии), Юрий Александрович ждал дальнейших распоряжений руководства. И вскоре помощником к нему в локомотивную бригаду назначили 19-летнюю Ульяну Ракову, недавно устроившуюся на работу. Первую девушку-помощника машиниста в локомотивном депо станции Камышлов.
Машинист и помощник машиниста до недавнего времени входили в круг профессий, запрещённых для женщин. Однако с января 2021 года запрет снят, и теперь на стальных магистралях нашей страны можно встретить представительниц этих мужских профессий.
Конечно, появление девушек в поездной работе влечёт создание ряда условий, связанных прежде всего с обеспечением бытовой обстановки для женщин и во время 12-часовых поездок, и когда отдыхают в бригадном доме. Поэтому пока все поездки Юрия Александровича и Ульяны Николаевны направлены по пути следования на восток, в сторону Тюмени и Войновки, где созданы эти условия. И, конечно, к первой девушке-помощнику у всех особое – тактичное – отношение.
Однако вернёмся на несколько месяцев назад, когда осенью 2024-го Ульяна Ракова, узнав о том, что в локомотивное депо Камышлова требуются помощники, позвонила по указанному номеру.Надо сказать, что к 19 годам она попробовала себя уже в нескольких профессиях: была официанткой, продавцом, училась на специальности «гостиничное дело» – но чувствовала, что это «не её». А вот совсем не женская профессия привлекла, не испугала трудностями, хотя с самого начала она знала, что будет нелегко (в семье уже есть железнодорожники – машинисты Павел Григорьевич Раков, Иван Васильевич Глазов). Даже постоянные ночные смены Ульяна отчаянно выдерживает (хотя, безусловно, Юрий Александрович, у которого сыновья чуть старше новой помощницы, старается беречь юную напарницу, заботится о ней).
Итак, собеседование она прошла, медкомиссию тоже и отправилась на краткосрочные курсы помощников машиниста в Екатеринбург. Кстати, вместе с ней в группе учились ещё пять девушек, с которыми Ульяна поддерживает отношения. Сейчас они все на поездной работе на разных станциях Свердловской железной дороги.
Два месяца теории, затем месяц практики в Камышловском депо (ездила дублёром с машинистом Алексеем Мелёхиным и помощником Константином Давыдовым). И вот у неё в руках права помощника машиниста электровоза и помощника машиниста тепловоза.
Три обучающих поездки дублёром (согласно правилам) Ульяна проехала с машинистом Яном Викторовичем Иберфлюсом, а затем на постоянную работу её определили в локомотивную бригаду к Юрию Полуяхтову. И началась у девушки жизнь в кабине электровоза.
Перечислю только некоторые обязанности помощника машиниста, которые выполняет Ульяна в каждой поездке: приёмка и сдача локомотива (до поездки и после прибытия в пункт назначения), контроль работы электровоза и показаний приборов; одновременно она должна следить за сигналами светофоров, ограничениями скорости и предупреждать о них машиниста. Это – в пути. Есть ещё и работа на станциях. Например, устанавливать башмаки (тормозное приспособление для закрепления стоящего подвижного состава от самопроизвольного движения), причём вес каждого – шесть килограммов.
Если смена бригад происходит на станции, где нет вагонного депо, обязанность помощника – идти в хвост поезда (а современные грузовые составы могут в длину достигать двух километров), чтобы закреплять состав, продувать тормоза. Машинист сказал – помощник выполнил. Это мужская работа, но взялся за гуж – не говори, что не дюж, поэтому приходится справляться. Например, башмаки Ульяне уже довелось устанавливать, а это всего лишь начало её «дороги», которая наполнена далеко не только романтикой, а трудом, особенно когда за окном кабины глубокая ночь, до боли напрягаешь глаза, всматриваясь в приборы и сигналы, а поезд мчится сквозь лес всё вперёд и вперёд.
– Работа очень тяжёлая, особенно физически, – соглашается она. – Честно говоря, девушкам не советовала бы стремиться водить поезда. Здесь надо знать очень много правил, а кроме того, нужно хорошо понимать свою работу. Юрий Александрович всё очень подробно мне объясняет, рассказывает, как в разных ситуациях я должна поступать, стараюсь всё запоминать. Мне моя новая работа нравится. Хорошее руководство, коллектив дружный. А в самой работе нравится движение, природа, которая вокруг – закаты, рассветы, недавно вот радугу видели. Люди нам улыбаются, машут…
Зам. начальника локомотивного депо С.Ф. Брылин подтверждает, что Ульяна справляется с работой наравне с мужчинами, она ответственная и способная, у неё есть задатки в будущем самой стать машинистом.
В завершение добавим, что сегодня в локомотивном депо станции Камышлов Ульяна Ракова уже не единственная девушка. Осваивая мужские профессии, женщины доказывают, что могут всё, и даже физически тяжёлую работу выполняют так же успешно, как и мужчины.
Фото Галины Шипицыной.
На фото. Локомотивная бригада: машинист Юрий Александрович Полуяхтов и помощник машиниста Ульяна Николаевна Ракова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»