Помню… акварельно-жаркий летний день. Я — пятилетняя королева красоты детского сада в наивных бирюзовых сандаликах, крамольно промоченных речной водой, к которой строго-настрого запрещено подходить, в платьице со свежим пятном от соседской клубники, в гольфиках, с игривыми косичками, бесстрашно мчусь по улице на свидание у песочницы…
Солнце слепит искрящиеся от счастья девичьи глазки, уже тогда «нечаянно» знакомые с маминой тушью. Мелочь гремит в кармашке, в котором, кроме неё, ещё покоится жизнью обиженный и мною мило казнённый одуванчик, так и не подаренный бабушке, два цветастых фантика от жвачки за 50 копеек, нелепый мелок и растаявшая конфета… Беззаботная, искренне краснеющая при словах «любовь», «поцелуй» и «Сашка», с ссадинами на коленках, не в тон сандаликов намазанных зелёнкой, с задорными веснушками, ослепительно-молочной улыбкой, кокетливыми синими бантиками… Бегу по улице и громогласно пою любимую тогда для нас, девчат, ещё не испорченных знакомством с ЕГЭ, общагой и балло-рейтинговой системой, песенку: «Идёт солдааааааат по гоооооородууууууу! По незнакооооомой уууууулице! И от улыыыыбок дееееевичьих…». Ха! Слова мало интересовали! Да, что я тогда вообще знала об армии?! Да и сейчас…
А он первый из класса ушёл в эту единственную школу жизни, где каждый «молодой» мечтает стать «дедом». Ушёл… И сразу в Дагестан. Он знает себе цену, но при этом иногда ведёт себя глупее, чем есть на самом деле. Обожает шоколад. Он брутален и романтичен. Не прочь стать кровожадным военным тираном и одновременно сладко грезит совершить кругосветку на корабле со своей единственной любовью. Кто он? Он — просто Женька. Нет… Пожалуй, теперь уже Евгений. И вот его письмо оттуда.
«Здравия желаю! Огромный всем привет! 11.11.2009 я ушел в армию… Все дорогие сердцу люди встретились, рыдая, пожелали всего наилучшего, отправили с богом. Так, в 8.00 от военкомата отъехал автобус, в котором царила удивительная атмосфера веселья, грусти, понимания. Путь наш был длинный. Прибыв на призывной пункт, узнал, что еду в Дагестан. Эйфория прошла. Труднее всего было сообщить об этом маме… Нас одели в форму и 13.11.2009 отправили в путь-дорогу: трое суток мы ехали сюда, в город Буйнакск. Тот самый городок, который пару лет назад «вахи» из минометов уничтожили. Но русские всеми силами вновь отстроили. Однако хоть раз в неделю здесь слышны автоматные очереди… Взрывы тоже бывают… Я был в Махачкале уже дважды. В последний раз нас чуть не подорвали: мы проехали через блокпост, а через час именно там прогремел страшный взрыв. Но солдат должен быть спокойным, стойким. Я горд, ведь мне это удается.
Всё мне здесь жутко претило: погода, обстановка, да что там, иногда даже люди! Когда едешь по улицам городов, то задумываешься: «Зачем ты здесь? Что здесь защищать? Улицы грязные, люди смотрят порой с презрением, все окраины обстреляны, в центре города скот». Но если заглянуть в глубь всего, глаз не можешь оторвать от потрясающей природной красоты и душевности этой территории! Когда едешь по горному серпантину, ну, просто дух захватывает. Сочные зеленые лужайки, ароматные абрикосовые сады и аппетитные виноградники, ослепительные снежные вершины… Все настолько удивительно прекрасно! Это все я заметил по пути в Махачкалу.
Как водится, определили нас на 1,5 месяца на КМБ (курс молодого бойца). Все дни до присяги мы маршировали и учили устав. Здесь мы все сильно сдружились, все 45 человек из Свердловской области. После нас сюда приехали челябинцы, курганцы и тюменцы. Весь Урал в сборе! Жизнь, как рай! Но домой уж очень тянуло. Каждый звонок давался раненой душе все труднее и труднее. Разговоры с мамой становились все напряжённее. К тому же еще брат 29 ноября вернулся из армии. Каково на душе от всего этого у солдата?! Наверняка, сами понимаете… Настроение бывало разное, как говорится, из крайности в крайность: то весёлое, то грустное. Безумно тянуло в родные края, на Урал, в нашу родную Шипицину, на мороз. Знали бы вы, как мне не хватает метелей и вьюг, простого снега и пурги, да просто наших деревенских красот. Ну и красоток. А дальше… Дальше незабываемая присяга в ярко-солнечный день, вялая текучка обычных серых армейских будней.
Незаметно звонки домой стали редкими, как и неуёмная тяга на мою любимую малую Родину. А все потому, что времени обо всем этом думать не стало. Ведь в армии солдат всегда должен быть в движении: если не стрельбы, то чистка оружия, если не походы в парк боевой техники, то марш-броски по 15-30 км. Во всем должен быть порядок, чистота, дисциплина. Однако три месяца уже позади… осталось еще столько же по три раза, и я…
дома.
Теперь хочу обратиться ко всем, кто ждет своего сына, внука, товарища, друга или парня. Пишите письма солдату, звоните ему, помните его, благословляйте, ждите, верьте, любите, ведь каждая весточка из дому, каждая мельчайшая эмоция, переданная вами ему, ваше драгоценное письмо, долгожданный голос, внимание, понимание, вера неимоверно много значат для него. В армии он меняется: он осознаёт цену вещам, у него трезвеет разум, происходит переоценка ценностей, а главное, очень дороги становятся родные, близкие сердцу, любимые люди… Пройдет немного времени, и он, поверьте, вернется настоящим мужчиной! Смелым, мужественным и бесстрашным. Мудрым, верным и правильным и, бесспорно, готовым всегда, всегда защитить вас и вашу Родину! Берегите себя! С праздником!
Евгений Боталов, Республика Дагестан, Буйнакск, в/ч 63354».
Марина ШЕИНА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»