Амбициозные планы начинающего пейзажиста.
«Романтизм в неромантичный век» – такое название подошло бы для выставки картин, открытой в Камышловской городской библиотеке. Среди размеренных итальянских сюжетов, почти полностью скопированных с работ классиков живописи, – «ядовитый» промышленный пейзаж современного Екатеринбурга и броское чёрно-красное полотно, с первого взгляда напоминающее эксперименты Казимира Малевича. Автор такого многообразия – наш земляк, молодой художник-самоучка Алексей Вахрушев.
По словам художника, основой для картин может послужить не только натура, но и любое понравившееся изображение из интернета. Одна из таких картин – «Венеция» – открывает выставку. Это единственная работа в экспозиции, написанная темперой
– Живя в городе, какое-то время работал в столярной мастерской, – рассказывает Алексей. – Там я однажды нашёл книгу о художниках XVIII века, изданную в 1950-х. С этого момента началось моё увлечение классиками, хотя рисовал я с детства.
Алексей принципиально отказывается поступать в профессиональные художественные заведения – хочет всего добиться собственными силами и с помощью единомышленников из числа самобытных художников.
– Можно ли развивать талант, когда некому указать на ошибки? – спрашиваю собеседника.
– Я думаю, это возможно, если достаточно критично анализировать свои работы. Чтобы увидеть недочёты, бывает достаточно перевернуть картину вверх ногами или вообще убрать с глаз на несколько дней.
При этом для самообучения молодой человек выбрал, пожалуй, самый распространённый академический метод – копирование. Главный пример для подражания – творчество всемирно известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Отсюда и любимая тема – вода. Мечта Алексея – постичь секреты мастера и попытаться достичь его высот. Недавно Алексей побывал в Феодосии, в картинной галерее имени своего кумира. А самое главное – увидел настоящее море.
Вместе с автором проходим по экспозиции. Непривычно, что картины имеют лишь условные названия. По мнению Алексея, это второстепенно, главное – реализовать идею, которая возникает порой спонтанно.
– Этот ночной пейзаж я писал неделю, – говорит художник, показывая на чёрный холст, на котором, присмотревшись, угадываю очертания гор, деревьев и водной глади. – Под слоем краски скрыта другая моя работа, которой я был недоволен.
Один из сюжетов выполнен в трёх вариантах: утреннем, дневном и вечернем. Основа – гравюра 1832 года «Алессио, побережье Генуи» английского пейзажиста Джеймса Хардинга.
От копий художник постепенно переходит к натурным зарисовкам. Так появился «Вид на Верх-Исетский завод», написанный несколько лет назад.
– Впечатляет, как художник изображает воду, – говорит одна из посетительниц выставки Анастасия Клещёва. – Несколько работ я бы с удовольствием повесила у себя дома.
– Мне нравится манера письма этого художника, – делится впечатлениями библиотекарь Диана Казанцева. – Глядя на его картины, глаза отдыхают. Необычно то, что показаны зарубежные пейзажи прошлых веков.
На сегодняшний день Алексей написал около 70 картин. Времени на увлечение у него немного, основная работа – на железной дороге. Переехав недавно в Камышлов, художник увлёкся видами нашего города, которые не менее интересны, чем итальянские.
Илья ЗЫРЯНОВ
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Художник Алексей Вахрушев охотно рассказывает о своём творчестве.
© Редакция газеты «Камышловские известия»