Шестьдесят лет назад в январском номере журнала «Новый мир» была опубликована автобиографическая повесть Степана Щипачёва «Берёзовый сок».
В 1954 году, впервые после Великой Отечественной войны, поэт приехал на родину в деревню Щипачи. Деревня почти не изменилась: сверкала на солнце речка Полднёвка, родная школа глядела синими окнами, отражая огромное небо, по деревне носились незабытые запахи увядающих трав.
Встретил друзей детства: Тимку и Серёгу, тоже Щипачёвых – Тимофея Григорьевича и Сергея Кузьмича. Вот только вместо родного дома в Зареке поэт постоял у ямок и бугорков, заросших крапивой.
По возвращении в Москву перо неторопливо вывело: «Каким бы ни было детство – пусть даже тяжёлым и горьким – это светлая и милая сердцу пора…» Когда-то, ещё до войны, Алексей Толстой в письме к Степану Петровичу, спрашивал поэта: «Пишете ли Вы прозу? Мне кажется, Вы должны писать, очень бы хотелось с ней познакомиться, если это так…»
Началась работа над воспоминаниями. Он даже пригласил погостить Тимофея Григорьевича: многое забылось за долгие годы.
А когда завершил работу над повестью, то долго не мог её назвать. Объявил даже некий конкурс среди друзей-писателей. Подыскивая название своей повести, принял подсказку Льва Озерова, литературоведа и поэта. Незаметный, проходной эпизод – старший брат взял однажды по весне рубить дрова. И сладкий берёзовый сок, который впервые попробовал мальчишка, по-особенному осветил всю повесть.
Книгу заметили в Москве, и на Урале она в скором времени вышла отдельными изданиями. Её читают и сейчас. Издание нашего музея в 2004 году давно разошлось. Нынче музей намерен переиздать эту повесть – уникальный документ земляка-поэта об ушедшем времени, об истории и культуре нашего края.
© Редакция газеты «Камышловские известия»