В центре внимания
Сохранит ли старейшая в городе аптека свою основную функцию?
Илья ЗЫРЯНОВ
Больше двух недель центральная аптека по Карла Маркса, 21 «б» не принимала посетителей. Её филиал на Советской, 105 закрыт до сих пор. О причинах беседуем с директором центральной аптеки Е.В. Клементьевой.
Директор ООО «Центральная аптека Камышловского городского округа» Евгения Клементьева.
– С апреля этого года мы находились в процессе реорганизации. Дорожная карта была составлена до 20 сентября, но мы успели раньше. 29 июля прошла регистрация Общества с ограниченной ответственностью «Центральная аптека Камышловского городского округа». Как видно, из названия ушло слово «районная» и исторический номер 124, который был присвоен ещё в 1878 году. Учредитель остался прежним – администрация Камышловского городского округа в лице комитета по управлению имуществом. После этого нам было необходимо время, чтобы перенести КИЗы (контрольно-идентификационные знаки, указанные на каждой упаковке – прим. ред.) в «Честном Знаке» на новое юридическое лицо. Режим работы пока остаётся прежним. Обратиться в аптеку можно в любое время суток. В случае изменения режима работы, население города и района будет проинформировано. С 1 сентября возобновится накопительная система скидок по картам лояльности «Моё здоровье». На сегодняшний день не работает лишь отдел льготного лекарственного обеспечения, где отдельные категории граждан могут получить лекарства бесплатно или со скидкой за счёт средств из федерального и областного бюджетов. Сейчас их можно получать в аптечном пункте ГАУЗ СО «Фармация» в поликлинике.
– Как скоро возобновит работу льготный отдел в аптеке?
– Как только мы переоформим регистратор выбытия лекарственных препаратов. Пока он зарегистрирован на МУПе. Это опять же связано с маркировкой. Как только Министерством здравоохранения Свердловской области будет подписан приказ о внесении нашей организации как ООО в реестр медицинских организаций, имеющих право на отпуск лекарственных препаратов льготным категориям граждан, мы продолжим отпускать льготные лекарства в прежнем режиме. Сколько времени на это потребуется – пока сложно сказать. В области реорганизуются: Ивдель, Арти, Талица, Байкалово – все, кто не реорганизовались в 2019-2020 годах.
– По какой причине проводится реорганизация?
– Причиной стало постановление правительства об упразднении муниципальных и государственных унитарных предприятий до 1 января 2025 года, кроме тех, которые относятся к ресурсоснабжающим предприятиям и к естественным монополиям государства. Мы к таковым не относимся, поэтому поменяли свой организационно-правовой статус.
– Почему закрылся ваш филиал на улице Советской, где изготавливали лекарства по рецептам?
– Из-за нехватки кадров. Это наша главная проблема. В штате у нас на все шесть филиалов всего 19 человек, в том числе 10 специалистов. Филиал на Северной, 66 не работает по той же причине. Но изготовление лекарств мы не прекратили: физкабинеты Центральной районной больницы и санатория «Обуховский» по прежнему получают лекарственные формы, изготовленные по требованиям.
– А как быть рядовому пациенту, если ему выписали мазь, которую нужно изготовить по рецепту?
– Можно позвонить в аптеку на Карла Маркса, 21 «б» по номеру 8 (343-75) 2-08-69 или в аптеку на Советской, 105 – 8 (343-75) 2-30-22. Люди звонят, и мы принимаем заявки на изготовление, договариваемся о времени выдачи и т.д.
– Чем вызвана нехватка кадров?
– В последнее время открылось много аптечных коммерческих точек. Сейчас их в городе и районе 25. Надеемся, что по заявке на специалиста через Госуслуги по целевому направлению кто-то откликнется.
– Насколько вообще значим рецептурно-производственный отдел?
– Аптека в исконном своём значении является настоящей, только если в ней изготавливают лекарства. Иначе это просто торговая точка. Производственных аптек в нашей округе очень мало – только в Байкалово, Камышлове и Екатеринбурге. К нам очень часто приезжают из Пышмы, Талицы, Сухого Лога, Богдановича. Был заказ на изготовление мази для жителя Туапсе ввиду отсутствия производственного отдела в аптеках города.
С другой стороны, сейчас сменилось поколение врачей и фельдшеров. Специалисты старой школы ещё прописывают многокомпонентные мази, а новое поколение врачей и фельдшеров ориентируются на стандарты лечения, предпочитают выписывать пациентам препараты промышленного изготовления.
– В плане эффективности лечения это хорошо или плохо?
– Я считаю, что должен быть и тот, и другой подход, на усмотрение лечащего врача. То, что мы сами производим, не содержит консервантов, изготавливается из чистых субстанций. Но нам это обходится дорого. К примеру, субстанцию ланолина безводного, используемого для приготовления мазей для лечения кожных заболеваний у детей и взрослых, наша страна закупает за валюту в Чили. Это жир шерсти овец. В пересчёте на рубли получается примерно 7000 за килограмм. Это влияет на конечную стоимость мази. Но в других аптеках ничего подобного нет.
– Если компоненты такие дорогие, значит, вы работаете в убыток?
– Да, рецептурное производство для нас нерентабельно. В здании по Советской, 105 у нас очень большие коммунальные затраты. Сейчас встаёт вопрос уменьшения площадей, но это повлечёт изменение лицензионных требований и, собственно, переоформления действующей лицензии. Поскольку помещение производственное, там очень много тонкостей.
– Можно ли перенести производственную аптеку в другое помещение или здание?
– Это тоже повлечёт изменение лицензии. До 2006 года рецептурно-производственный отдел располагался и на Карла Маркса, 21 «б». Сейчас на этих площадях располагается отдел льготного лекарственного обеспечения.
– Сейчас ведь есть программы поддержки здравоохранения.
– Здравоохранения – да, но они не распространяются на фармацевтическую деятельность.
– Возможно ли повышение цен на лекарственные средства, которые необходимо изготавливать непосредственно перед их применением?
– Сейчас мы работаем в направлении пересмотра тарифов, которые не менялись с апреля 2022 года.
– Есть ли вероятность, что от убыточного производства придётся вообще отказаться?
– Есть. И если мы это производство закроем, нам потом его уже не открыть. Пока эта лицензия существует, надо её сохранять. Но без дополнительного финансирования, вливаний нам самим не справиться.
Фото Андрея Зайкова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»