Только что отгремели фанфары по случаю празднования Дня милиции. Пардон. Дня полиции. Нет. Тоже не то. Как-то само звучание названия этого праздника вызывает, особенно у людей старшего поколения, негативные эмоции, поэтому, наверное, на слове «полиция», применительно к празднику, все невольно запинаются, предпочитая называть этот праздник Днём сотрудника органов внутренних дел. Вот так росчерком пера милиция осталась без праздника. Одним словом, дореформировались и сами не рады тому, что получилось. Ну да не будем о грустном.
Сто лет исполнилось милиции, и многие из нас, я в том числе, отдали ей по 25-30 лет жизни. Нелёгкая эта служба. Поистине «служба дни и ночи», как поётся в песне, может, потому в советское время женщин в милиции было мало. В 1973 году нас было всего шестеро: я – старший инспектор детской комнаты милиции, мой инспектор В.Г. Плеткина, начальник паспортного стола А.В. Бушина, следователи Г.И. Шмакова и Л.А. Матвеева и начальник отдела профилактики А.К. Яковлева. Нет уже Веры Геннадьевны, Анны Константиновны, Александры Васильевны, но уверена, что найдётся немало людей, кто вспомнит о них добрым словом. Да и как не вспомнить А.В. Бушину, много лет беззаветно служившую паспортному делу. Среди жителей старшего поколения не найти, пожалуй, ни одного человека, кто хоть раз в жизни не держал в руках паспорт с данными, вписанными её рукой! Но каким скромным и простым человеком она была! Впрочем, таковыми были все мои старшие товарищи, начиная с руководства.
Воспитательный момент
Азы милицейской службы я постигала, когда начальником ОВД был В.П. Филатов, и в памяти навсегда врезалась сцена, когда Виталий Павлович сорвал погоны с одного сотрудника, позволившего себе напиться, будучи в милицейской форме. Воспитательный момент был таков, что треск рвущейся ткани до сих пор стоит у меня в ушах. Хотя, чтобы принять это решение, надо было иметь смелость, ведь правом приёма и увольнения офицеров обладало только ГУВД области.
Руководство ОВД (слева направо): С.Г. Шишкин, П.Д. Шарков, А.М. Фертиков, О.В. Нифонтова, Г.И. Чертовиков, В.И. Бухаров
Говоря о руководстве отдела, нельзя не сказать о заместителях по воспитательной работе, наших замполитах. При В.П. Филатове это был Г.И. Чертовиков, а когда его перевели на работу в ГУВД области, к нам пришёл В.В. Нелюбин. С ним мы делили наши удачи и неудачи долгие годы до и после перестройки и связанных с нею реформ. Его сменил В.Г. Шикаев, но при нём, как и при новых начальниках А.В. Абрамове и А.В. Дегтярёве, я почти не работала.
Обращу свой взор опять в прошлое, где начальником был А.М. Фертиков. Службе в милиции Анатолий Михайлович отдал более тридцати лет, прошёл путь от инспектора ГАИ до начальника отдела. Он был из тех руководителей, которые понимают, что успех коллектива рождается не приказами, а ежедневным вниманием к нуждам и заботам людей, работающих в подчинении. Никогда не повышал голос, а тем более не позволял себе нецензурной брани. Святым он, конечно, не был, и подозреваю, что в узком кругу мог допустить бранное слово. Но в коллективе он был человеком выдержанным, тактичным, к каждому относился с уважением, и мы платили ему тем же. Он приходил на работу раньше всех и уходил последним, никогда не давил собственным авторитетом, а оказывал помощь, давал нужные советы. Не удивительно, что в анонимном анкетировании, которое мы проводили на заре перестройки, на вопрос о том, кого бы мы хотели видеть в должности начальника ОВД, все назвали его имя.
Под стать были и заместители. В милиции, помимо замполитов, были ещё заместители по оперативной работе. Здесь, прежде всего, назову П.Д. Шаркова. Его путь к должности заместителя начинался в дежурной части. Опыт работы и хорошие организаторские способности были замечены в ГУВД, и Петра Дмитриевича перевели на должность начальника сначала Пышминского, а затем Кушвинского отделов внутренних дел. Аналогична судьба и другого заместителя по оперработе – Владимира Ивановича Бухарова, ставшего начальником Нижнетуринского ОВД. За 17 лет руководства отделом Анатолий Михайлович, образно говоря, превратил его в кузницу кадров. Кроме названных, в другие города области на должности начальников или в ГУВД были переведены Н.В. Прокофьев, В.Н. Кошлаков, А.С. Мезенцев, А.А. Фещенко, А.В. Судаков, С.Г. Кочнев, Г.И. Краснова и другие.
Сложная и романтичная
Костяк любого отдела милиции – уголовный розыск, участковые инспекторы и следствие. Не умаляя значения других сотрудников, вплоть до не аттестованного состава: бухгалтеров В.И. Шинкарюк и Т.С. Верхорубовой или секретарей отдела Р.П. Скакуновой и Л.М. Лязер, всё же скажу, что об отделе и криминальной обстановке на обслуживаемой им территории судят по результатам работы именно этих служб.
Самая сложная, пожалуй, работа – у оперуполномоченного уголовного розыска. Но она и самая романтичная! В этой службе работало много замечательных людей: В.Е. Мызников, В.Ю. Зырянов, М.Н. Куваев, А.А. Чирков, но самым результативным, на мой взгляд, был В.П. Захаров. Добиваться хорошей раскрываемости Виктору Петровичу помогало знание людей и широкая агентурная сеть.
Успех в работе сотрудника милиции, а оперативника или участкового тем более, зависит от стажа работы, вместе с которым накапливаются знания о людях, проживающих на обслуживаемой территории, поэтому офицеры давали клятву служить 25 лет. В первые годы перестройки система кадровой работы в милиции была сломана. Появилась «текучка», а новости пугали ужасающими рассказами о рукоприкладстве.
Должен видеть во сне
Участковый инспектор на своём участке, по меткому выражению одного из жителей Квашнино, сказанному когда-то в адрес участкового Алексея Перфильевича Логинова, и во сне должен всё видеть. Такими и были участковые старой советской школы Ф.Д. Берсенев, Ю.М. Гурзан и пришедшие им на смену А.М. Кобяшев, Н.А. Трефилов, М.С. Рагимов, И.Н. Кощеев и многие другие. Таким был и Николай Александрович Никифоров, заплативший за поддержание конституционного порядка в Чечне своей жизнью, впрочем, как и оперуполномоченный уголовного розыска Александр Алексеевич Лотов.
Заканчивает расследование уголовного дела и направляет его в суд следователь. В следствии всегда работали сотрудники, обладающие высокой квалификацией. Прежде всего назову В.Т. Баева, С.Л. Иванова, С.Г. Шишкина, который долгое время был начальником подразделения. Неплохо с этой работой справлялись и женщины: Т.И. Деева, Л.М. Гилёва, Е.М. Соловьёва.
Две даты
Вьётся нить воспоминаний. Как жемчужины, нанизываются на неё люди, события, даты. Но есть две даты, которые навсегда разделили историю нашей страны на до и после. Это 1941-й, когда началась Великая Отечественная, и 1985-й, когда впервые прозвучало слово «перестройка».
При упоминании о 1941-м вспоминаю водителя И.И. Таланова – боевого танкиста, участника Курской битвы и Е.М. Варасову – уборщицу отдела. Она прошла войну с полевым госпиталем и похоронила мужа в Берлине, недалеко от Рейхстага. Вот и попробуй теперь переписать историю и сказать, что войну выиграли американцы. Они, возможно, и играли, а наши красноармейцы сражались и теряли лучших друзей, как А.М. Епанчинцев. Это про Анатолия Михайловича и его друга спел когда-то Владимир Высоцкий: «Друг, оставь покурить, а в ответ – тишина. Он вчера не вернулся из боя». Все сражались в ту лихую годину. Не только мужчины, но и женщины, такие, как наша милая машинистка Фаина Ивановна Хороших, защитница Севастополя, и Анна Андреевна Медведева, скромная паспортистка, всю войну проработавшая на тракторе, обеспечивая хлебом и фронт, и тыл.
Особой болью в душе отзывается и вторая дата – 1985 год. С него началась перестройка, закончившаяся крушением могучей державы, победившей фашизм и покорившей космос. Не утихает с тех пор терроризм, и всё решается и никак не может разрешиться национальный вопрос. А в жизни нашего отдела национального вопроса никогда не было, хотя работали в нём и грузин Камо Цховребов, и армянин Наири Татарян, и азербайджанец Залимхан Сардаров, а украинец Сергей Павлович Черевко стал начальником отдела, сменив на этом посту Владимира Николаевича Шкаева. Да всех и не назвать теперь!
Мы даже и национальностей друг у друга не знали. Для нас важно было просто чувствовать рядом плечо друга, товарища, коллеги. Рафиг Таиров и Оганес Зорапетян, Магомед Рагимов и Фахраддин Ширинов и ещё многие другие – люди разных национальностей и вероисповеданий. Мы и называли их порой русскими именами, как, например, Андраника Тевановича Карапетяна, которого не только в отделе, но и в городе все называли простым русским именем Володя. Удивительна судьба этого человека! Замечательный оперуполномоченный уголовного розыска, не сломленный жерновами коррупционной машины в «лихие», как теперь говорят 90-е, он стал не только начальником уголовного розыска, но и возглавлял отдел по борьбе с организованной преступностью, передав эстафетную палочку своему сыну Артуру.
Идут годы. Мы живём в совершенно новом государстве, встроенном в общемировой порядок. Изменились цели нашего общества, изменились и задачи милиции. Да и самой милиции нет. Чёрные полицейские мундиры, но под ними бьются горячие добрые сердца солдат правопорядка России. Пожелаем же им удачи!
Ольга НИФОНТОВА, подполковник милиции в отставке
На фото. ОВД на параде 9 мая.
© Редакция газеты «Камышловские известия»