День дальнобойщика
Илья ЗЫРЯНОВ
Дальнобойщик – одна из самых романтизированных профессий современности. Путешествия, приключения, работа для настоящих мужчин – такой образ рисуют нам в кино и многочисленных песнях. А что скажет о трудовых реалиях сам водитель?
Сергей Шахов за рулём почти 40 лет. Ещё до армии он получил права на управление мотоциклом, а также легковым и грузовым автомобилем. Водил грузовик и во время срочной службы в украинском городе Овруч Житомирской области. А после демобилизации решил осуществить мечту – перевозить пассажиров на междугородном автобусе. Ради этого он перебрался из родного Четкарино в Камышлов, устроился в ПАТО.
Прежде чем ездить в дальние рейсы, необходимо было набраться опыта и повысить квалификацию. Первое время Сергей Шахов работал на грузовике, затем прошёл курсы на категории «Д» и «Е», водил городские и пригородные ЛАЗы. К 23 годам целеустремлённый молодой человек стал водителем первого класса и сел за руль заветного «Икаруса».
Сейчас мой собеседник с ностальгией вспоминает работу в ПАТО. Говорит, что до сих пор возил бы пассажиров, если бы в начале 2000-х предприятие не ликвидировали. В новой ситуации он решил заняться частным извозом, организовав ИП. Тогда-то и начались дальние странствия: Тобольск, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Казахстан, Белоруссия.
– Посмотреть страну, конечно, интересно, тем более, зарубежье, хоть и ближнее, – говорит Сергей Шахов. – Сейчас строятся новые трассы, развязки, города обновляются. Природа у нас очень красивая. Но на всё это обращаешь внимание, только если у самого дела идут как надо. А вот когда сломаешься посреди трассы зимой, то уже не до романтики – успеть бы товар доставить заказчику целым и невредимым.
Поначалу Сергей работал на отечественных грузовиках, а шесть лет назад пересел на немецкий MAN с кузовом-рефрижератором. Скоропортящиеся продукты – груз особой ответственности: летом товар может прокиснуть, а зимой замёрзнуть, если не следить за температурным режимом. Несмотря на европейское качество, «железо» рано или поздно ломается. С техникой Сергей Шахов уже давно на ты, однако при нынешних технологиях дорогого сервисного обслуживания не избежать.
– Был однажды случай, когда я два дня безуспешно пытался найти причину поломки. В итоге сдался – пригнал грузовик в Екатеринбург в сервис, где за пять минут поставили диагноз: вышел из строя один-единственный проводок. Вот такая она, современная электроника.
В просторной кабине грузовика с подрессоренными креслами ехать комфортно даже по грунтовке – в этом я убедился лично. Но на дальних расстояниях нагрузка на водителя всё равно большая. Поэтому нормы труда и отдыха дальнобойщика строго регламентированы. К примеру, в течение суток Сергей имеет право управлять автомобилем не более девяти часов. За нарушение – штраф. Следит за его работой маленький «чёрный ящик» – тахограф. Он фиксирует скоростной режим машины, время её движения и стоянки, а также маршрут. Согласно нынешним законам, такие приборы обязаны устанавливать владельцы всех большегрузов, работающих на дальние расстояния. А машина Сергея, собранная в Германии, оснащена тахографом на заводе.
Дальнобой – дело рискованное, без взаимовыручки далеко не уедешь. Среди профессиональных водителей существует целое сообщество со своей радиосвязью, сленгом и негласными правилами.
– В дороге всякое случается: сегодня сломался кто-то другой, а завтра тебя самого техника может подвести, – говорит Сергей. – Бывало, я и в Ульяновск ездил товарищей выручать, и на север среди ночи. Недавно в Екатеринбурге у знакомого машина встала на пути в Белый Яр. А в кузове молоко, кефир. Всю ночь товар перегружали, ещё и грузчиков наняли. Но в итоге доставили вовремя.
– С бандитами не приходилось сталкиваться? – интересуюсь я.
– Того рэкета, как в девяностые годы, уже давно нет, – отвечает Сергей. – Разве что единичные случаи в некоторых регионах. Когда едешь в колонне, опасаться нечего. На отдых мы останавливаемся в проверенных местах с охраняемыми стоянками. Там и поесть можно безбоязненно: из-за большого потока посетителей продукты всегда свежие.
Попутчиков Сергей берёт нечасто. По его словам, многие любители автостопа по незнанию голосуют перед колонной грузовиков, из которой к обочине и не выскочишь. А вот на стоянках шансов у них гораздо больше.
– Когда еду далеко, всегда хочется пообщаться, – делится Сергей. – Как-то раз по пути из Тобольска посадил мужчину, очень похожего на отца моего друга. Он так интересно рассказывал о своей жизни, что я всю дорогу только слушал. А потом в кафе его накормил. Видно, что человек хороший, просто оказался в трудной ситуации.
Без любимой работы Сергей Шахов не представляет свою жизнь. У него и хобби автомобильное, довольно редкое – о нём мы обязательно расскажем позже. А пока пожелаем водителю ни гвоздя, ни жезла.
Фото Ильи Зырянова.
На фото. Водитель-дальнобойщик Сергей Шахов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»
Ничего хорошего нет в том,что тысячи мужчин по всей стране отсутствуют дома по месяцу,не занимаются воспитанием детей,но такова ситуация с стране,работы с хорошими зарплатами в малых городах почти нет,вот и идут в дальнобойщики,на север едут вахтовым методом и т.д
Если бы железнодорожники перевозили грузы дешевле и не обставляли бы погрузки-выгрузки всякими неоправданно завышенными требованиями, люди так бы и возили грузы железной дорогой и фур на дорогах было бы в разы меньше. Из-за жадности РЖД все трассы забиты фурами, а станции стоят пустые.
Работа как работа, ни хуже не лучше других, и без неё нельзя, пока, хоть за развивай насмерть другие средства доставки.