Образование
О реализации программы «Инженерное образование: от школы – к производству»
На второй окружной фестиваль по робототехнике в лицей № 5 пришли и приехали 220 человек. Всех интересовало, чего удалось достигнуть образовательным учреждениям в этом направлении, и в частности, лицею, который является областной инновационной площадкой.
Организаторы постарались, как говорится, показать товар лицом – перед началом пленарного заседания участники с большим любопытством посетили выставки. Чего тут только не было! Вроде бы обыкновенные детские конструкторы, которых сейчас полно практически в каждой семье, но, правильно смоделированные, здесь они оживали, двигались, издавали звуки. Ребята живо отвечали на вопросы посетителей, объясняли, что к чему и для чего. Радует и удивляет, что среди них много малышей, увлеченно рассказывающих о своих изобретениях. Невольно приходит мысль о том, что пусть не каждый, но кто-то из них в будущем обязательно станет учёным, инженером-практиком или изобретателем.
Мнения
Н.А. Сенцова, зав. детсадом № 4: У меня растёт сын, и я радуюсь, что в городе появилось такое направление – робототехника. Это очень интересный и полезный вид деятельности. Особенно для мальчишек
Е.Г. Чистякова, зав. детсадом № 92: А мы находимся рядом, и, конечно, являемся самыми близкими партнёрами лицея. Сегодня роль технически грамотной личности возросла, и кадры свои нужно воспитывать, поэтому роль такой базовой площадки трудно переоценить. Мы благодарны преподавателям за то, что они научили наших педагогов работать с образовательными конструкторами. Сначала мы сюда ходили заниматься, а сейчас своя база неплохая. Всегда участвуем в совместных мероприятиях, шаги вперёд очевидны, это видно по детям.
А.С. Столбова, представитель одной из Курганских школ: Очень понравились выставки. Дети разрабатывают свои проекты – парки аттракционов, по улучшению экологической обстановки и другие. Ещё и умеют их защищать, доказывать необходимость. У нас такого пока нет, к сожалению. Не позволяет техническая база…
А.А. Соболева, председатель комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи администрации КГО: Радует, что мы в рамках проекта «Инженерная школа» вышли за пределы не только нашего округа, но и региона в целом: что расширяется сотрудничество со средними специальными учебными заведениями, вузами – здесь сегодня присутствуют представители наших техникумов, колледжа, Уральского университета путей сообщения. И руководители промышленных предприятий есть. Значит, и границы реализации проектов расширяются, это хорошо.
О.А. Потапова, зав. учебно-информационным отделом Камышловского техникума промышленности и транспорта: Когда знакомилась с выставкой и детьми, рассказывающими о своих проектах, удивлялась и радовалась их настроению и тяге к техническому творчеству. У них у всех хороший потенциал, это же и наши будущие студенты! Я впервые здесь, и мне очень всё интересно.
А.Ю. Лаптев, гл. инженер ЭТЗ: Отрадно видеть, что наконец-то ребята, имеющие способности к техническим дисциплинам, на практике получили возможность их развивать. Покупаем сложное оборудование, а работать на нём некому, специалиста найти хорошего – проблема. Время требует нестандартного подхода к решению проблем. И здесь это закладывается, что очень важно.
Пленарное заседание и мастер-классы
Мероприятие шло своим чередом. Содержание его было заложено в названии – «Образовательная робототехника – открывая будущее». Сначала было пленарное заседание, где выступили и хозяева, и приглашённые. Речь шла о реализации программы ИРО (института развития образования) «Инженерное образование: от школы – к производству». Каждый выступающий преследовал свою цель, но была и общая: поделиться опытом, рассказать, заинтересовать коллег, сподвигнуть к более тесному сотрудничеству – взаимовыгодному и необходимому. Далее – работа по секциям, обучающие семинары, мастер-классы и даже робототехнические соревнования. А потом – свободный микрофон и подведение итогов.
Нет смысла утомлять читателя пересказом того, о чём говорили выступающие. Суть ясна: педагоги, специалисты и руководители собрались обсудить ступени развития научно-технического творчества детей, а точнее, эффективность освоения робототехники в образовательных учреждениях.
И что в итоге?
С этого вопроса начался наш разговор с директором лицея № 5 Л.А. Ковиной.
– В итоге цели совпали с результатами, – сказала Людмила Аркадьевна. – Мы ставили цель пригласить сообщество для обсуждения общих проблем. И оно откликнулось. Мы ведь не только на себя работаем, раз являемся региональной инновационной площадкой, но и на соседние районы. Приглашали многих, приехали, правда, не все.
– Скажите, почему фестиваль? Не семинар, не конференция?
– Потому что это наиболее открытая форма. Здесь никто никого не оценивает, не обязывает, никто не анализирует твою работу, не говорит, плохо это или хорошо… Приезжай, показывай, рассказывай, что знаешь и умеешь, учись и общайся.
– Значит, основная цель – обучающая?
– В принципе, это так. Общаясь с коллегами, мы перенимаем опыт друг у друга. Перед лицеем поставлена задача воспитывать технически грамотных людей, и мы обязаны эти идеи продвигать в другие учебные заведения, раз являемся экспериментальной площадкой.
– Для решения этой задачи нужны инициатива, надлежащая база. Что ещё?
– Признание. Нас признали, официально зафиксировали условия, результаты подготовительной деятельности. И в декабре прошлого года экспертный совет принял такое решение. На конкурсной основе причём.
– Людмила Аркадьевна, а что это даёт лицею, кроме лишних хлопот?
– Понимаете, говоря высоким штилем, мы выполняем государственный заказ. И я как директор чётко понимаю: страна сегодня нуждается в инженерах. Есть проект «Уральская инженерная школа». У лицея есть статус, связанный с реализацией программы естественно-научного и математического образования. В соответствии со всем этим мы и работаем.
– Все ли городские образовательные учреждения бывают на вашей площадке?
– Они не обязаны.
– А с точки зрения интереса?
– Интерес появляется тогда, когда что-то начинает получаться. Пока мы тесно сотрудничаем с детсадами №№ 92 и 4, остальные только начинают понимать значимость и востребованность образовательной робототехники, даже не столько для получения инженерного образования, сколько для развития личности в современном мире. Это поможет человеку в будущем стать успешным. Разве это не важно? И я рада, что на фестивале были представлены почти все детсады (кроме № 1), техникумы. Жаль, что не все школы были. Отсутствие профессионального интереса ведь тоже о многом говорит.
Что будет дальше
– Хорошо. А что же дальше?
– Этот проект будет работать до 2017 года. На следующем этапе – поиск механизма взаимодействия с предприятиями и высшей школой. В академии транспорта есть центр инноваций и технологий, его сотрудники участвовали в фестивале, они готовы предоставить свою базу для сотрудничества. Мы, к примеру, уже подписали с ними договор.
– Но ведь не все станут инженерами.
– Так мы к этому и не стремимся! Всё хорошо в разумных пределах. Мы хотим через робототехнику привлечь внимание к инженерному мышлению, а учащийся сам вправе решать, по какому пути ему идти дальше…
– Во время обсуждения увиденного на выставке я слышала, как кто-то сказал: роботов делать научатся, а обыкновенного гвоздя вбить не смогут… Что вы на это скажете?
– Есть такая проблема, если воспринимать её в широком смысле. А если конкретно, то всё зависит от правильного планирования обучения. У нас в лицее есть мастерские со слесарными и токарными станками, они все действующие. Есть хорошо оборудованный класс домоводства. Так что наши мальчики учатся и гвозди забивать, и готовить. Как, кстати, и девочки, они меняются классами в течение учебного года. У нас очень хороший учитель труда – Дмитрий Андреевич Порсин, и мы не пожалели, что не растеряли то, что было, а наоборот – ещё и дополнительные средства вложили в оборудование мастерских.
Людмила ЧИРКОВА
Кстати
Лицеисты постоянно занимают призовые места в различных конкурсах областного и федерального уровня.
Рассказывают цифры
- В лицее действует 35 объединений по внеурочной деятельности и дополнительному образованию.
- Робототехникой занимаются 365 детей.
- В арсенале лицея – 155 конструкторов.
- Действует центр универсального образования с 15-ю высокотехнологичными комплексами по основам робототехники, пневматики, механики, электроники и связи, альтернативных источников энергии.
На фото. Робот-«подсолнух» собрала пятиклассница Ощепковской школы Саша Мосина.
© Редакция газеты «Камышловские известия»