Далёкое-близкое
У старых фотографий есть необыкновенное свойство притяжения. Можно долгое время рассматривать их, откладывать, а потом снова приниматься за прежнее занятие. Снимки словно не отпускают от себя. И «хочется дойти до самой сути», и невозможно, оттого что многое в памяти утеряно. Так случилось и с этим фото. Невольно поверила надписи на обратной стороне только потому, что сделано это безупречным каллиграфическим почерком, который «ставили» в старых гимназиях.
А надпись гласит: «Группа выпускниц Камышловской женской гимназии 1913 года с преподавателем словесности Виктором Геннадьевичем Носиловым. Погиб на фронте в первые дни войны 1914 года». Пятнадцать не просто хорошеньких семнадцатилетних барышень, а умниц и красавиц. Всмотритесь, какие лица! Светлые, открытые, выразительные, одухотворённые! Как у Бунина: «С радостными, поразительно живыми глазами». Фотограф уловил момент истины. Той, что слева в верхнем ряду, очень идёт задумчивость. А рядом с ней – сама мечтательность! Первая в первом ряду изящно облокотилась о колено подруги. А та, что сидит рядом с обожаемым учителем, артистично развернула плечи. В её взгляде можно прочитать и гордость, и восхищение, и чувство собственного достоинства. У барышни в центре на пальчике перстенёк – маленькая вольность.
Без малого сто двадцать лет назад было утверждено «Положение о гимназической форме для девочек». Правилами гимназии предусматривалось ношение форменного коричневого платья самого простого фасона из шерстяной или полушерстяной ткани с воротничком и манжетами и фартуком – чёрным в учебные дни и белым по праздникам. Не чувствуется унифицированности, обезличенности от, казалось бы, одинаковой формы. Строгий наряд смягчали и украшали воротнички, вывязанные крючком своими руками. Вглядитесь! Нет двух одинаковых! Ни один вечер, сидя у лампы или у окна, каждая старательно вывязывала понравившийся узор. Восьмиклассницам, самым старшим среди гимназисток, разрешалось укладывать волосы в причёску. Но даже в красиво убранных волосах выпускниц есть банты и ленточки, девичьи аксессуары. Тут всё зависело от фантазии и возможности самих модниц.
О В.Г. Носилове сведений очень немного. Состоял в близком родстве с К.Д. Носиловым, известным этнографом, писателем, журналистом рубежа XIX и XX веков. Сайт «Зауральская генеалогия» свидетельствует, что наследие Константина Дмитриевича – это этнографические, геологические, естественнонаучные коллекции, рассредоточенные по музеям и архивам Москвы, Архангельска, С.-Петербурга, Екатеринбурга, Шадринска. Вероятно, в силу молодых лет Виктор Геннадьевич не был женат, а вот его брат Анатолий Геннадьевич, ветеринарный врач, сочетался церковным браком в 1918 году в Боровлянской церкви с Анной Сергеевной Буштухиной, годом раньше окончившей гимназию и определённой на работу учительницей в одну из начальных земских школ Камышловского уезда. Старожилам города фамилия Буштухиных хорошо знакома. Своего первенца Носиловы назвали в честь погибшего брата главы семьи.
Однажды прочитанные слова крепко запали мне в душу: «Прошлое надо беречь как частицу настоящего, как пунктиром проложенную дорожку в будущее. Прошлое надо искать и хранить, не только как память – но и как материал к формированию будущего».
Людмила АХМЕТШИНА.
© Редакция газеты «Камышловские известия»