Каких только историй не бывает в жизни! Мы познакомим вас с одной из них. Иногда кажется, что все люди на земле – родственники, потому что связаны между собой какими-то незримыми нитями, особенно если оглянуться назад, туда, далеко-далеко в прежние годы, а может, даже и века…
Читайте. А вдруг да в Камышлове до сих пор живут родные Веры Курмачёвой, тем более что Марина Еремеевна точно тогда и не запомнила её фамилию. Вот было бы здорово узнать дальнейшую судьбу Веры…
Какое великое изобретение компьютер! Я не перестаю радоваться тому, как многое мне стало возможным и доступным после того, как я хоть чуточку научилась пользоваться им. Ушла в прошлое юность, остались в памяти и на фотографиях друзья, с которыми училась в Тюменском университете, жила в общежитии, работала в стройотряде, в далёкой Сибири «на целине». А сейчас захожу в «Одноклассники», и вот они, милые мои девчонки. Одна шлёт привет из Германии, другая – из Израиля, а третья – из милой сердцу Сибири, из Тюменской области.
Ещё в годы учёбы я узнала, что Люда Бойцова – девочка с истфака – живёт под Тобольском в селе Покровском.
– В том самом селе, – уточнила Людмила, – откуда родом Гришка Распутин. И моя бабушка его видела, – продолжила она.
– И что он? Какой?
– Да она о нём была невысокого мнения. И как хозяин – никакой, и внешне – незавидный. Бабушка удивлялась всегда, как он мог «втереться» в царскую семью.
На меня этот коротенький разговор произвёл большое впечатление. И когда появились фильмы о Распутине, сначала с Петренко в главной роли, потом с Машковым, я смотрела и думала, а что сказала бы об этом бабушка Люды Бойцовой…
И вот спустя 40 с лишним лет я снова «встречаюсь» с Людмилой Бойцовой (уже Зариповой), правда, на экране своего ноутбука.
Особо серьёзных разговоров мы не ведём. С интересом рассматриваю её фотографии: школу, где она работала до недавнего времени, семью, сад с великолепными цветами.
И вдруг наше спокойное общение взрывает такое сообщение. Оказывается, мама Людмилы Лидия имеет некоторое отношение к Камышлову. Какое? Давайте перенесёмся в 20-е годы ХХ века.
Место действия – село Покровское, время – осень 1925 года. По дороге идёт женщина, к её груди привязан ребёнок, она едва поддерживает свой драгоценный груз, потому что руки её не действуют, их скрутил ревматизм, они болят, кружится голова, силы покидают женщину. Хотя совсем близко, в нескольких шагах от неё село. Она отходит на обочину и падает в траву. Проносится мысль: это конец. Но ребёнка-то надо спасать! И последним усилием воли она отрывает младенца от себя и оставляет на краю дороги.
Теряя сознание, слышит, что по дороге едут люди на лошади, запряжённой в телегу, открывает глаза и видит, что ребёнка заметили, забирают с собой. «Куда же его повезли?» – думает женщина и находит в себе силы проследить, где остановилась телега. По флагу на большой избе сообразила – сельсовет.
Да, это был сельсовет, рабочий день уже закончился, и там дежурила Марина Еремеевна Подшивалова. Она взяла ребёнка, развернула – это была девочка. Требовалось немедленно искупать «подопревшую» малютку. Марина поторопилась домой, протопила баню. Девчушка ей понравилась. «В душу запала», – говорила она потом, вспоминая события этого дня.
А мать девчушки, собрав последние силы, поднялась и нашла спасительницу своей дочери. Марина Еремеевна приняла и её как родную. Они познакомились, и женщина, а звали её Вера Ильинична Курмачёва, рассказала, что идёт из Камышлова в Тобольск к сестре. Из-за острого ревматизма, скрутившего её руки, она не может работать, а муж её бросил. Люди добрые в дороге помогали: кормили, перепелёнывали ребёнка, привязывали к груди, так она и продвигалась. А денег, видимо, на транспорт не было.
Марина предлагала остаться Вере до весны, но та, дожив до Покрова, немного окрепнув, решила идти, не желая быть обузой. Времена-то были трудные.
– Уходила с тяжёлым сердцем, – вспоминала позже Марина Еремеевна. – Дойдёт до дверей да обратно, смотрит на своё дитя…
Что с ней стало – неизвестно. Марина Еремеевна часто вспоминала её, жалела. Дошла ли она до Тобольска, жива ли?
А девочку, которую звали Лидия, Марина Еремеевна любила как родную, воспитала её замечательным человеком. Выросла она красивой, сильной, умной.
Поступила Лида после окончания школы в Тюменское педучилище, а тут война – училище перевели в Тобольск. Стало трудно с продуктами, почти оборвалась связь с родными, с Покровским. Тогда девушка, оставив учёбу, пошла работать в МТС, потом вместе с родителями переехала в Ярково, там работала секретарём в отделе НКВД, затем в Тюмень перебралась и работала секретарём в облоно.
Вышла замуж в 1951 году. Вот тогда и родилась моя однокурсница Людочка. Бабушка Марина поведала всю эту историю своей дочери, когда она стала взрослой. Настояла бабушка Марина и на том, чтобы вторую свою дочь Лидия назвала Верой, в честь родной бабушки Веры Ильиничны Курмачевой, которую Марина очень жалела, всю жизнь о ней не забывала и внукам, правнукам наказывала помнить.
Историй, подобных этой, немало. Но в этой мне в душу запал образ Марины Еремеевны Подшиваловой. Каким щедрым, чутким, золотым сердцем наградил её Творец!
Да, и ещё один штрих из биографии бабушки Марины. В 70-е годы в Покровку приезжал Элем Климов, снимавший фильм «Агония» о Григории Распутине. Так вот бабушка Марина была у Климова консультантом, доказательством тому есть снимок, который режиссёр из Москвы своему «консультанту» прислал.
Вот такая история.
Елена ФЛЯГИНА
На фото. Бабушка Марина с Элемом Климовым, май 1973 года, село Покровское.
Вот что вспоминает Людмила Зарипова: «Съёмочная группа осмотрела крепкий, хорошо сохранившийся к тому времени, двухэтажный дом Григория Распутина. О характере, привычках, семье императорского фаворита расспросили мою бабушку Марину Еремеевну. Вскоре бабушке пришло из Москвы письмо с фотографиями. На обороте каждой указаны дата, место съемки, откуда прислан снимок.
Через несколько лет Марины Еремеевны не стало. Бабушка, удочерившая мою маму, была удивительно добрым человеком, знала много старинных песен, историй о жизни односельчан. Помню, как по вечерам она рассказывала нам, ребятишкам, сказки. «Скрип-скрип, липовая нога», — до сих пор звучат во мне слова бабушкиной сказки про Лутонюшку…»
© Редакция газеты «Камышловские известия»
И за такие интересные истории огромное спасибо «четвергу»! Чего только в жизни не бывает!