Сб, 4 Фев. 2023 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Сб, 4 Фев. 2023 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»  Сообщить новость  Вход Мы в соцсетях:          
Скажи, скажи, художник…
08 декабря 2022, 18:00

Скажи, скажи, художник…



Международный день художника

Галина ШИПИЦЫНА

Андрей Евгеньевич Гурин – один из немногочисленных камышловских художников. За его плечами серьёзное образование: художественная школа, Свердловское художественное училище, искусствоведческий факультет УрГУ. С 1983 года он преподаёт в Камышловской детской художественной школе, которую возглавлял более 30 лет – с 1984-го. Его картины отличает совершенно особый, неповторимый «гуринский» индивидуальный стиль – позитивный, светлый, лёгкий, пронизанный гармонией и любовью автора к делу и своему городу. К сожалению, довольно давно в Камышлове мы не видели экспозиции его работ, а сегодня беседуем с Андреем Евгеньевичем – как он заметил, «обо всём и ни о чём».

Камышловский художник, преподаватель Андрей Евгеньевич Гурин.

О выставках

– В октябре у меня была выставка гравюр в ДШИ № 2 Екатеринбурга, до этого летом живописные работы выставлял в Ирбите. В прошлом году – в Каменске-Уральском, ещё раньше – в Екатеринбурге. Художнику нельзя без выставок. У нас в школе за последние годы было проведено около семи самых разных экспозиций благодаря Альбине Санировне Шарафутдиновой. Она родом из Скаты, сейчас работает в Екатеринбурге, и ей удаётся даже продавать картины на тех выставках, которые она организует. В больших городах спрос на картины больше, а в Камышлове прожить за счёт живописи невозможно.

Об одноклассниках

– Из однокурсников по художественному училищу самый известный художник – Алексей Ефремов, пишет пейзажи старинного Екатеринбурга. Ещё отличный и неповторимый художник Игорь Вишня, окончил академию художеств, у него прекрасная живопись, работал в Германии, но сейчас ушёл в науку. Сергей Архипов – прекрасный художник – живёт в Германии. Другие работают преподавателями, есть реставраторы, художники кино, Сергей Ракутов – художник постановщик известного сериала «Морские дьяволы», например. Из одноклассников по художественной школе хорошим художником стала Елена Барышева. Она окончила архитектурный институт, много выставляется, работает в ДШИ Екатеринбурга, как преподаватель получила губернаторскую премию. Работали художниками Володя Власов, Володя Зайков.

Об увлечениях и работе

– Сейчас зима, световой день короткий, поэтому занимаюсь в основном гравюрами. Час занимает пробежка, потом разные дела, школа, на этюды не успеваю выходить. Так что живопись – летом.

Лет 9-10 уже бегаю почти каждый день. В теннис играю. На соревнования, правда, перестал ездить. Раньше обязательно раз в месяц выезжал на соревнования. Потом стало жалко времени. В местных турнирах участвую, но чтобы куда-то дальше выбраться – не получается. Занимаюсь в закамышловском, баранниковском спортзалах, сейчас появилось много новых теннисистов, вот они регулярно ездят на соревнования.

О реализме

– От реализма уйти в сторону абстракции никогда не тянуло и не тянет. У меня второе образование искусствоведческое, наверное, поэтому я разбираюсь в новых направлениях, всяческих «измах». Могу в чём-то пошалить, например, выполнить абстрактную вещь. Но я в реализме больших высот ещё не достиг, поэтому есть определённые задачи, которые пытаюсь решать, и меня это увлекает. Хотя авангард обладает мощной творческой силой, мотивирует художника. Раньше, до фестиваля песчаных скульптур, мы в школе что-то подобное коллективно создавали. Это называлось «Камышлизмы». Может быть, с детьми ещё попробую.

Об учениках

– В этом году мне первый раз дали классное руководство. Первый класс, 24 человека. Дети изменились со временем, они сейчас немного другие. Более дисциплинированные. Раньше были более хулиганистыми. Была у нас, например, девочка, которая могла так дверью хлопнуть, что вся школа дрожала, её даже парни боялись. Дети могли сидеть на уроках не раздеваясь. А сегодня дети стали более послушными. Но сейчас другая беда: они все в телефонах…

О таланте

– Как правило, особенно талантливые и способные дети встречаются довольно редко. На моей памяти было три таких «самородка». А художником стал только один. Можно научить рисовать, но художника из человека делает бог. Художник – это тот, кто чувствует собственное непреодолимое влечение к творчеству. Хотя, конечно, мы стараемся способствовать этому. Почему я занимаюсь живописью, скульптурой и гравюрой? Потому что мне хочется этим заниматься. Считаю, что потенциально все преподаватели художественной школы должны быть художниками. Иначе в них огня не будет, и они детей не зажгут. И подход должен быть соответствующий. Если только учебной грамотой пичкать: правильную линию провёл или неправильную, то художниками ученики не станут. К сожалению, такого нет. А мне надо это делать, я чувствую потребность. Как говорят: можешь не писать – не пиши. Ты пишешь, потому что не можешь не писать, не рисовать. Вот тогда ты – художник. А как это влечение в человеке воспитать? Многое зависит от окружения, от общества.

О востребованности

– В СССР в своё время были очень развиты массовая агитация и пропаганда. Художники нужны были с этой точки зрения. Много времени и сил отводилось оформлению предприятий, праздников, мероприятий, поэтому нужны были художники-оформители. На каждом предприятии был художник. Была городская художественная мастерская. А если человек работал оформителем, то всё равно делал и какие-то творческие вещи. И была художественная среда в городе, выставки, общение. Сейчас на предприятиях художников нет, остались только в школах, но это преподаватели ИЗО, в основном, женщины, а они привязаны к семье, творчеством заниматься некогда. У нас в школах почти никто не занимается живописью или графикой. Приятное исключение – Елена Петухова. Нет общественной востребованности в изобразительном искусстве. Раньше был отдел пропаганды и агитации, который следил не только за идеологической направленностью, но и за развитием городской культуры, художественной в том числе. Приветствовались разные выставки. Художники поощрялись.

А в Камышлове была единственная выставка городских художников, к Дню города, и то её прикрыли: «Традиция, которая себя исчерпала».

Читайте также:  Люблю рисовать только с натуры…

Об уходящей натуре

– Самые красивые здания в Камышлове – это, конечно, собор, иконостасная мастерская, дома на Торговой. Но я люблю больше не дома, а камышловские дворики. Такие, как на улице Урицкого возле школы, напротив хирургии, например, – старые, ещё живые дворы. Чем привлекают? А чем привлекает «Московский дворик» Поленова? Тем же самым. Там жизнь. Патриархальный Камышлов XIX века. Тут всё живо, всё тепло. К сожалению, исторических и интересных зданий в городе становится всё меньше и меньше.

Не будь государственной программы по переселению из ветхого жилья, все старинные дома в городе жили бы. Программа не предусматривает сохранение этих старых домов. У нас, как всегда, всё однобоко. Думаю, если бы дали возможность эти дома бесплатно передавать каким-то людям в частные руки, чтобы их сохранили, они бы их сохранили. А программа была только о переселении граждан. Всех переселили, и на этом жизнь старинного дома закончилась…

Завершу размышления художника цитатой искусствоведа Риммы Алеевой, которую прочитала недавно: «Всё то, за что отвечает художник и педагог Гурин, в порядке: художественная школа, ученики и, конечно же, – картины, через которые жители Камышлова учатся любить и ценить свою Родину, жить осознанно и счастливо. Так что за простыми, на первый взгляд, сюжетами картин художника прячется великая мудрость жизни: покой и радость он нашёл в любимом деле и щедро делится с теми, кто пожелает видеть вокруг красоту и создавать её».

Фото Андрея Зайкова.
На фото. «Камышловский дворик».


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2023 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.