Галина ШИПИЦЫНА
Как мальчишка, вчерашний школьник, становится солдатом-танкистом? За ответом на этот вопрос отправляемся в Еланский окружной учебный центр.
Миновав КПП, едем в кинотренажёрный комплекс, предназначенный для отработки практических умений солдат без использования боеприпасов, где проходят занятия. Сопровождает нас командир учебного батальона капитан Виктор Васильевич Никитченко.
Армию школой не зря называют. Здесь, в учебном центре, всё такое же (ну или почти) – классы, парты, конспекты, строгий преподаватель. И даже журнал с отметками, что больше всего поразило!
Год в учебном центре делится на два периода – летний и зимний. В июне начался летний, и сейчас здесь проходят обучение солдаты весеннего призыва. За полгода они обучатся азам танковой науки и отправятся по распределению в войска. А в Еланскую «учебку» приедут следующие новобранцы.
Тренажёр для водителей-механиков (именно на этих учениях мы побывали) – это такой «муляж» танка Т-72Б, именно на них проходит обучение. В него забирается механик-водитель, надевает шлемофон, задраивает люк и «стартует». Задания всегда разные – согласно программе боевой подготовки по специальности. Сейчас здесь занимается один из взводов, к нам подходит командир, капитан Виталий Борисович Фомин, объясняет, как проходят учения.
В кабине тренажёра прямо перед глазами водителя – прибор наблюдения, или триплекс, в нём виден путь (конечно, не настоящий, а виртуальный), который проходит танк. Приборная панель, рычаги управления – всё, как в настоящей боевой машине. А чтобы была абсолютная имитация танкового хода, шумит двигатель и воспроизводится движение: кабина поднимается и опускается.
Дожидаемся, когда солдат (а здесь, в «учебке», они называются курсантами) проедет пятикилометровый путь по танкодрому и появится из люка. Компьютер за это время зафиксировал все нарушения, и сейчас начнётся «разбор полёта».
– Никто не ругает солдата за ошибки, – рассказывает капитан Фомин. – Наша задача – научить. Ему будут указаны и объяснены недочёты. Тренажёры необходимы для того, чтобы не допустить нарушения требований безопасности непосредственно на технике.
Поэтому каждое упражнение всеми членами танкового экипажа сначала отрабатывается на тренажёрах (есть отдельные для курсантов-наводчиков и курсантов-командиров), и только затем солдат допускается к боевой технике.
Много разных занятий у танкистов. На следующий день, к примеру, у роты будут учения по военной топографии, затем – тактические, и снова вождение. От присяги до «выпускного экзамена» проходит чуть меньше полугода. Причём все упражнения проводят командиры взводов и рот, а потом испытания вместе со своими солдатами проходят и офицеры. А как иначе? Офицер – это первый пример для солдата, образец.
Далее отправляемся на танкодром. Там в настоящее время проходят занятия роты танкистов-контрактников, которые приехали в учебный центр на доподготовку. Здесь, на танкодроме, тоже есть классы, оборудованные для занятий.
– По необходимости или по порядку накрытия учебных мест руководитель может организовать учебные места для
изучения контрольно-измерительных приборов, – объясняет капитан Никитченко. – Здесь всё наглядно, организовано рабочее место механика-водителя. Солдату показывают, куда смотреть, как включать массу, каким образом запускать двигатель, как происходит переключение. Также руководитель занятий может создать учебное место по порядку выхода в связь и настройке радиостанции.
Конечно, полгода – не такой большой срок, для того чтобы срочнику досконально освоить боевую машину. Поэтому график занятий очень интенсивный и спрашивают с курсантов по всей строгости. А продолжится армейская школа для танкистов уже в воинских частях постоянной готовности.
© Редакция газеты «Камышловские известия»