Чт, 21 Окт. 2021 г 12 +   Подпишись на новости «КИ»
Стрелки и огнеборцы Сибирского отряда
20 июля 2021, 16:00

Стрелки и огнеборцы Сибирского отряда



Илья ЗЫРЯНОВ.

В этом году исполняется 100 лет со дня образования ведомственной охраны железнодорожного транспорта. Организованная по инициативе наркома путей сообщения РСФСР Ф.Э. Дзержинского, она пережила множество переименований, оптимизаций, расширений полномочий и обязанностей, получив на современном этапе статус федерального государственного предприятия стратегической значимости с семнадцатью филиалами по всей стране. На Свердловской железной дороге создано 64 подразделения ведомственной охраны и одно из них – в Камышлове.

Согласно архивным документам, первый отдельный взвод из 25 вооружённых бойцов на нашей станции сформировали в 1938 году. Сегодня эта команда насчитывает 93 человека и обслуживает зону протяжённостью более 200 километров – от Богдановича до Войновки. Как и в прежние годы, она входит в состав Сибирского отряда – одного из четырёх на Свердловской железной дороге.

– В городе и районе на сегодняшний день проживают семь ветеранов ведомственной охраны, – говорит начальник подразделения стрелковой команды на станции Камышлов Николай Анатольевич Ширыкалов. – Многие, выйдя на пенсию, продолжают работать. Ещё в начале девяностых пришёл в охрану Владимир Михайлович Крысанов. Уже 30 лет работает у нас Василий Иванович Зубков. Но людям в возрасте сейчас сложнее приходится – медицинские требования ужесточились, комиссию пройти не так-то просто. К тому же раз в квартал все сдают челночный бег, подтягивание, приседание и другие нормативы. Так что устраивается в основном молодёжь. Я и сам начинал службу в двадцать лет в 1999 году.

При поступлении на работу новичок проходит всестороннюю проверку и первоначальную подготовку в команде. Затем его вызывают в учебный центр в Екатеринбург на второй этап обучения. После сдачи зачёта он получает допуск к табельному оружию.

У стрелков есть свои специализации: одни сопровождают грузы, другие охраняют железнодорожный парк, третьи работают с поисковыми собаками и так далее. Дежурство несут в основном сутки через трое. Кроме этого, есть явочная система, когда сотрудника могут вызвать в любое время, в зависимости от графика движения поездов.

По словам Николая Анатольевича, попыток хищения на железной дороге в былые годы происходило больше, чем сейчас. По многим эпизодам были возбуждены уголовные дела.

– Из моей практики одно из наиболее крупных – это слив 250 литров солярки на станции Ощепково, который нам удалось предотвратить с моим напарником Андреем Сергеевичем Пермяковым. Была также попытка кражи рельсов на станции Еланский. Как правило, нам заведомо известно, что такого-то числа, в таком-то месте планируется хищение. Информация поступает из транспортной полиции и из наших источников среди работников железной дороги. В этом случае устраиваем засаду и берём с поличным.

Пожар хуже вора

К ведомственной охране относится и пожарный поезд. Рядом с линейной поликлиникой два года назад «выросло» новое модульное здание для нужд его команды, а сразу за ним на путях стоит красный состав из трёх цистерн с водой и вагона насосной станции. В нём круглосуточное дежурство несёт караул из пяти человек, в целом же сотрудников 24. Руководит пожарным поездом давний друг Н.А. Ширыкалова С.В. Кузнецов.

– Никогда не думал, что буду работать в организации, которой исполнится 100 лет, – удивляется Сергей Владимирович.

А мне удивительно, что четверть прошедшего века – это непрерывный стаж моего собеседника в данной организации. В середине девяностых после армии он пришёл на должность стрелка, а через три года уехал в подмосковный город Пушкин осваивать специфику и технику пожарной безопасности в ведомственной школе. Получив специальность, работал начальником караула, зам. начальника пожарного поезда. И сейчас, став руководителем, он по-прежнему лично участвует в ликвидации возгораний с брандспойтом в руках – говорит, что тушить любит.

Читайте также:  Пожарные доказали: готовы работать в любых условиях!

В обязанности команды пожарного поезда входит тушение железнодорожных объектов, подвижного состава и полосы отвода в 50 метрах от дорожного полотна, хотя длины рукавов и мощности помпы хватит и на полтора километра. Согласно регламенту, поезд выходит на главный путь в течение 30 минут после получения приказа, но на практике это делается быстрее. На всём пути до места происшествия поезду обеспечивают «зелёную улицу». В дороге команда готовит боевую одежду и снаряжение. Для работы в замкнутых пространствах имеются пять дыхательных аппаратов со сжатым воздухом, есть теплоотражающие костюмы, способные выдержать температуру до 2000 градусов Цельсия.

На запасном пути пожарный поезд нынче не застаивается – часто горит трава и заросли, но бывали и более «жаркие» периоды. В 2010 году команда в течение суток тушила торфяники близ станции Войновка. В апреле 2013 года недалеко от Камышлова загорелся вагон-ресторан поезда Новосибирск – Адлер. В его вентиляционную систему попала искра от проходящего мимо состава. К счастью, обошлось без пострадавших. В феврале 2014-го на станции Каменск-Уральский произошла крупная авария: опрокинулись три цистерны с газом, начался пожар. По словам С.В. Кузнецова, потушить такое возгорание невозможно, оставалось лишь его контролировать, предотвращая взрыв, пока топливо не выгорело полностью.

Вспоминаются и забавные моменты

– 9 мая 2009 года один мой работник, ожидая спокойную смену, пришёл на дежурство в новых туфлях, – рассказывает Сергей Владимирович. – И по иронии судьбы около полудня мы отправились тушить пожар на станцию Ощепково – там горели бараки. У местной пожарной службы случились неполадки с подачей воды, два барака огонь уничтожил, но один нам удалось отстоять. Новые туфли коллеге пришлось после этого выбрасывать.

Беседуя о работе пожарных, мы листаем альбом с историческими датами и редкими фотографиями – своего рода летопись подразделения. Ведёт её заместитель С.В. Кузнецова Дмитрий Викторович Солдатов. Работать он начинал также в стрелковой команде в 1994 году, а в 2012-м перешёл в пожарный поезд.

– Очень ответственный, целеустремлённый и доброжелательный человек. Дружим семьями уже более двадцати лет, – говорит о своём коллеге С.В. Кузнецов. – Александр Николаевич Берегов и Станислав Сергеевич Сенцов – тоже опытнейшие, грамотные специалисты. Вообще коллектив у нас слаженный. Текучки кадров нет, работаем стабильно.

Несмотря на разную специфику работы стрелков и пожарных ведомственной охраны, разграничение между ними скорее формальное. Сотрудники обоих её подразделений часто переходят из одной команды в другую, устраивают общие спортивные соревнования и вообще живут по-товарищески. По сути, это единая служба с общей историей, выполняющая одну задачу: сохранить груз и инфраструктуру, обеспечив бесперебойную работу железной дороги.

Фото Андрея Зайкова.
на фото. Большую часть года в составе пожарного поезда, кроме вагона насосной станции, имеются две цистерны водохранилища. В каждой из них 61 кубометр воды. На летний пожароопасный период к составу цепляют дополнительную цистерну объёмом 71 кубометр.

Вы нашли в тексте ошибку? Пожалуйста, выделите этот фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


© Редакция газеты «Камышловские известия»

© 2008-2021 Редакция газеты «Камышловские ИЗВЕСТИЯ»
При копировании материалов с сайта kam-news.ru
активная обратная ссылка на источник обязательна.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: