Главная тема: погорельцы.
Разговор с продолжением
Главную тему подсказали читатели. Речь пойдет о погорельцах, их сгоревших домах, годами «украшающих» наш город и деревни, а еще – об отношении к своему жилищу.
«Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом…» Кому не знакомы эти строчки детского стихотворения. Но если бы кошкин, было бы полбеды. А горят дома, в которых живут люди.
«Как правило, все жилые дома в Камышлове, подвергшиеся пожарам, – повреждены (т.е. не подверглись полному уничтожению), это обусловлено тем, что пожарные части находятся близко и укладываются в нормативное время прибытия. Если посмотреть статистику причин пожаров, то следует отметить, что участились случаи поджогов. Такие материалы отдел Госпожнадзора направляет в ОВД для установления полной картины произошедшего, виновных лиц и т.д.
Посмотрите на список, который по нашей просьбе предоставил нам отдел Госпожнадзора. Заметим, здесь речь идет только о жилых домах.
Прямо скажем, ситуация нерадостная. И если ежегодно (а год еще не закончился!) будет добавляться по 5 или 8 сгоревших домов (тьфу-тьфу!), то через десять лет наш город будет напоминать местами сплошное пепелище, не говоря уж о деревнях. Если, конечно, будем сидеть сложа руки и не принимать никаких мер. А впрочем, давайте посмотрим, как решается проблема, что происходит после пожара, как и где живут пострадавшие люди? Попробуем ответить на эти вопросы.
Письмо в редакцию
Оно пришло по электронке еще в конце августа, Ирина Гаврилова пишет:
«Уважаемая редакция! Хотела поделиться с вами своей проблемой. Я не знаю, куда еще обращаться… Мы, жильцы четырехквартирного дома, расположенного по ул. Ленина, 17, сгоревшего в 2000 (!) году, хотя и не проживали в квартирах, числившихся за нами, но своевременно платили налоги. И с нетерпением ждали, что нам предоставят хоть какое-нибудь жилье. И ждали ни много ни мало 11 лет…» Далее Ирина пишет о том, как они обрадовались, что их пригласили для оформления документов, так как им пообещали предоставить квартиры в новом доме по ул. Московской, 13. Однако радость была преждевременной. Ключей и ордеров они не получили. Сказали ждать. Конечно, люди возмущены и расстроены. Конечно, обвиняют чиновников, которые «все для себя, а до простого народа им дела нет». Редакция обратилась за разъяснениями в администрацию.
– Это очень больной вопрос, и надо понимать того, кто пострадал, – комментирует ситуацию глава города М.Н. Чухарев. – Но нужно понимать и то, что все враз не сделаешь. Да, люди собрали документы. Мы просили это сделать всех первоочередников, которые ждут жилье, потеряв его уже давно, чтобы при первой же возможности предоставить им жилище.
Но ситуации разные, кто-то совсем остался без крыши над головой, а у кого-то есть хоть какая-то.
– Мы вошли в областную программу «Аварийное жилье», – сообщила редакции зав. отделом архитектуры и ЖКХ Л.А. Семёнова, – а это значит, что в текущем году начнется строительство двух трехэтажных домов, в 76 квартир в 2012 году въедут не менее 154 человек.
А в своем официальном ответе редакции администрация КГО разъяснила, что «жильцов дома, расположенного по адресу ул. Ленина, 17, в настоящее время отселить во вновь построенный жилой дом по ул. Московской, 13 не представляется возможным. Дом заселен жильцами, дома которых аварийные и были включены в программу «Переселение граждан МО «город Камышлов» из аварийного жилого фонда, утвержденную постановлением главы от 17.07.2002 года № 490. Жилой дом № 17 по ул. Ленина взят на контроль на отселение в последующие годы».
Конечно, такой ответ не удовлетворил погорельцев, но у них хотя бы появилась надежда, которая, в конце концов, может оправдаться, коль после стольких лет бездействия город все же начал строить, и уже готовит инвестиционные площадки под будущее строительство.
Беда одна – помощь разная
Всего с разницей в четыре минуты 28 июня в Камышлове загорелись два дома: двухэтажный № 47 «а» по Пролетарской и № 248 по улице Энгельса. Страшный пожар не только унес две человеческие жизни, еще несколько десятков людей остались без мебели, одежды, а некоторые – без документов. Строение по Энгельса сгорело полностью, а в 10-квартирном доме второй месяц ведутся восстановительные работы. Проводит их по поручению администрации ООО «Эстра».
Идем на Пролетарскую. Снаружи дом выглядит прилично: приведен в порядок фасад здания, вставили окна и двери. Внутри идет ремонт. Встречаем там строительную бригаду и руководителя «Эстры» Б.И. Карелина. По словам Бориса Ивановича, в нескольких квартирах сгорели потолки, стены, пол, во всех – перегородки, расплавились окна, разрушены печи. В основном почти полностью лишились «начинки» квартиры нанимателей жилья, также пострадали несколько приватизированных.
На сегодняшний день «закрыта» крыша, в трех муниципальных квартирах бесплатно сделан ремонт «под ключ», поставлены входные двери. Идут штукатурные работы в подъезде, готовится к установке (вместо времянки) деревянная лестница.
Больше всего пострадали хозяева приватизированных квартир, они оказались в безвыходном положении. Согласно статье 210 Жилищного кодекса ответственность за содержание имущества несет его собственник даже в случае пожара. Получается, что для частников приватизация стала ловушкой. Да еще добавила проблем нерасторопность, а может, и халатность экспертной комиссии из Екатеринбурга, результатов которой ждали месяц и не начинали работу. А дождь за это время пропитал влагой деревянные перекрытия и балки. От этого все потолки на 2-м этаже прогнулись, вот-вот начнут сыпаться пласты штукатурки. По крайней мере, в приватизированной квартире
№ 9 точно, – в этом убедились сами.
Л.Н. Демина, живущая там 40 лет, плачет. Буквально за месяц до трагедии они с дочерью сделали ремонт, как и жильцы еще четырех приватизированных квартир левой части дома. Радовались. Получается, зря. «Даже если ты оплачиваешь все платежи за приватизированную квартиру, – голос Людмилы Николаевны наполнен слезами и обидой, – случись пожар, и ты за пять минут станешь бомжем. Никому до нас дела нет: ни администрации, ни Думе, ни председателю правительства Путину (мы писали в его приемную)». Трудно сказать, как Демины будут делать ремонт за свой счет в комнатах, где промокшие стены, на которых долго не будут держаться обои и не раз упадет с потолка штукатурка…
Да и муниципальные «счастливчики», получившие бесплатно отремонтированные квартиры, все равно остались в накладе – огнем уничтожено имущество, мебель. Говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, в нашем случае – погорельцев. Дело в том, что ни в Жилищном кодексе, ни в других документах помощь погорельцам не предусмотрена. По идее – как предполагает российское правительство – имущество должно быть застраховано, чтобы в случае пожара можно было рассчитывать на выплату. Но в 10-квартирном доме страховки ни у кого нет.
Так, может, хоть по линии управления соцзащиты населения предполагается помощь погорельцам? Н.В. Овчинникова, ведущий специалист отдела организации назначения и выплаты компенсаций и пособий подтверждает это. На основании областного постановления № 767 «О предоставлении материальной помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке» в случае повреждения жилья жильцы получают… 500 рублей, а полного уничтожения – одну тысячу. Семь жильцов пострадавшего дома деньги получили. По словам Л.Н. Деминой, эта сумма больше похожа на издевательство над человеком, который оказался в трудной жизненной ситуации.
Справедливости ради надо сказать, что все-таки собирается в случае такой «пожарной» ситуации в муниципалитетах комиссия и в силу возможностей оказывается помощь. В данной ситуации – людям предложили временное жилье – общежитие агроучилища, но все отказались. Их можно понять: ремонт затянется не на один месяц, а выезжать из предоставленного надо было через 30 дней. Некоторые семьи, как Демины, пока живут в садовом домике, Белоноговы (пять человек) ютятся в маленькой комнатке, за которую платят из своего кармана. Васенины с тремя малолетними детьми первое время жили в подсобном помещении организации, где работает бабушка, а когда двое ребятишек с простудой вместе с мамой попали в больницу, сняли однокомнатную квартиру. В общем, на сегодняшний день получается, что спасение погорельцев – дело рук самих погорельцев.
Ау, собственники, где вы?
Недавно в поселке завода стройматериалов сгорел бывший дворовый клуб «Ровесник». Добавился еще один черный остов, пугающий прохожих. Подобных «останков» в Камышлове около 100 (если речь вести в целом о зданиях и сгоревших, и разрушенных, а не только о жилых домах).
– В 90 процентах случаев – это частная собственность, – говорит председатель комитета по управлению имуществом А.И. Гаан. – И нам влиять на изменение ситуации сложно. Конечно, если дом сгорел давно, мы можем обратиться в суд, чтобы прекратить право частной собственности и перевести ее в муниципальную (есть ст. 293 Гражданского кодекса РФ), а затем продать земельный участок. И мы делаем это, пять исков подано. Однако по всем суд отказал, решая дело в пользу собственников.
– А если таковых нет? Хозяева умерли, и наследников не было…
– Есть такие, их немного – 1-2%. Это так называемые выморочные дома. В данном случае собираются соответствующие документы, передаются в нотариат, принимается решение, после которого дом переходит в муниципальную собственность. Два подобных дома уже зарегистрировано, два готовятся.
– Скажите, сколько всего документов «в работе» по упорядочению бесхозных строений?
– Около 30.
– Александр Иоганесович, а почему нет резервного жилого фонда? Ведь люди зачастую не виноваты в том, что случился пожар, и от этого никто не застрахован…
– Резервный, а точнее сказать, маневренный фонд есть, только очень маленький, несколько квартирок. Но если случается беда, мы помогаем, чем можем: подключаем руководителей, и они не отказывают, селят погорельцев временно в общежития и т.д. Но это действительно решение проблемы на короткий срок. Вот вы сказали: никто от пожара не застрахован… Так и очень жаль. Весь мир страхует свое имущество.
Страхование как подмога
И мы отправились за комментарием к руководителю агентства «Росгосстрах» В.И. Артамоновой.
– Наше агентство активно работает по страхованию имущества физических лиц, – рассказала Вера Ивановна. – За 9 месяцев текущего года заключено 1249 договоров. Кстати, это 25% от жилого фонда. Мало? Но следует учитывать, что у нас большое количество домов не подлежит страхованию по причине ветхости, слишком высок процент износа. Сборы составили 3368600 рублей. Кстати, страхование строений вполне доступно населению. Конечно, резервы есть, человеку ведь кажется, что беда случится с кем-то другим, но не с ним. А когда она случается, он начинает сожалеть, но поздно. За 9 месяцев мы выплатили около 700 тысяч рублей. Сгорела квартира в доме на два хозяина – наследники получили около 200 тысяч, так как она была застрахована. В Обухово сгорела четвертая часть дома – выплата составила более 300 тысяч…
Людмила ЧИРКОВА,
Ирина ВЕРЗИЛИНА.
Фото Андрея Зайкова.
Список жилых домов, поврежденных в 2011 году
В городе:
- ул. Ленинградская, 6, причина – нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации печного оборудования, погиб один человек,
- ул. Ирбитская, 46, предварительная причина – поджог. Материал передан в ОВД, погиб один человек,
- ул. Некрасова, 3, причина – нарушение правил эксплуатации электроприборов, травмированы два человека,
- ул. Пролетарская, 47 «а», предварительная причина – поджог, погибли два человека, травмированы двое,
- ул. Энгельса, 248, предварительная причина – поджог.
В районе:
- с. Квашнинское, ул. Рабочая, 9, уничтожен жилой дом, погибли 2 человека, причина – короткое замыкание электропроводки,
- с. Галкинское, ул. Луговая, 25, поврежден дом, причина – короткое замыкание,
- д. Чикунова, ул. Р. Люксембург, 7, поврежден жилой дом, причина – короткое замыкание,
- с. Володинское, ул. Набережная, 1, жилой дом уничтожен, погиб один человек, трое травмированы,
- д. Баранникова, ул. Новая, 3, поврежден жилой дом, причина – нарушение правил пожарной безопасности,
- с. Обуховское, ул. Мира, 35, поврежден жилой дом, погиб один человек, причина – неосторожное обращение с огнем,
- с. Куровское, ул. Чапаева, 21-2, поврежден жилой дом, причина – поджог,
- с. Обуховское, ул. Набережная, 76, поврежден 2-квартирный жилой дом, причина – неосторожное обращение с огнем,
- д. Шипицина, ул. Пролетарская, 19, поврежден жилой дом, причина – неосторожное обращение с огнем.
© Редакция газеты «Камышловские известия»