В природе все гармонично. Мир не случайно организован так, что в нем «всякой твари — по паре». В сообществе легче и естественнее. Недостающее в одном, как правило, восполняется и дополняется в другом. Сила и слабость. Зрелость и молодость. Нежность и агрессия.
Одно обязательно предполагает наличие другого. Они нужны друг другу. Везде и во всем.
Быть может, семья — самое красивое и высшее по сути проявление этого сообщества. Добровольное соединение индивидуумов и добровольная зависимость одного от другого. Но случаются исключения.
Одиночество — как правило, обстоятельство вынужденное, нежеланное. Но кто сказал, что оно вызывает только сочувствие?! Одиночество — не слабость. Одиночество — «божий крест» для натур сильных. Удел избранных, кому той же природой дано больше, чем прочим. В ком изначально соединены противоположности: величие и скромность, нежность и броская выразительность. Может, и не «по-людски» это — вековать бобылем, но одинокие исполины неизменно вызывают к себе уважение, заставляют почтительно склонить головы.
В принципе, время от времени одиночество необходимо каждому. Как возможность сосредоточиться. Перевести дыхание. Ощутить себя Человеком. Увы, не у всякого есть такая потребность. Многие предпочитают шумно жить «в стае» с утра до вечера, без перерыва на «внутренние монологи». Им не понять крика души: «Самое большое несчастье — невозможность нигде и никогда остаться одному». Это — Достоевский. Переживший тяготы каторги и ссылки, сполна хлебнувший физических и нравственных страданий, он просил Всевышнего об одиночестве. Хотя бы ненадолго. Как о кратковременном отдохновении. Чтобы жить дальше.
Ирина ИВАНОВА
© Редакция газеты «Камышловские известия»