День танкиста
Стоит преодолеть контрольно-пропускной пункт Еланского гарнизона, как оказываешься в другом мире, где всё подчиняется своим, воинским законам и правилам, где грохот канонады и лязганье гусениц – явления настолько повседневные, что давно уже стали частью здешнего пейзажа. В окружном учебном центре базируются три полка. Сегодня мы в гостях у танкистов накануне их профессионального праздника.
На КПП нас встречает командир полка полковник А.А. Школяр. Пересаживаемся в «бывалый» УАЗик и едем в парк (там, конечно, не ряды деревьев, а шеренги бронированных машин с зачехлёнными стволами орудий). Интересно всё: попавшийся навстречу строй солдат со скатками шинелей поперёк груди, сержанты, спешащие по делам и вытягивающиеся в струнку при виде командирской машины. В автопарке нещадно свищет ветер, где-то совсем неподалёку раздаются залпы орудий – идут учения пехоты, объясняют мне.
Останавливаемся у трёх больших машин. Танки Т-72, Т-80 и Т-90. Вот она, мощь нашей армии, броневой щит. Анатолий Александрович раскрывает их технические характеристики. Огромные стальные машины весом в 45 тонн, у каждой модели и модификации свои особенности. Одни развивают скорость до 120 километров в час, другие оснащены комплексом оптико-электронного подавления «Штора», сложной современной системой вооружения. Умелый наводчик, шутят офицеры, сможет попасть даже в форточку, и я понимаю, что это – не совсем шутка.
Танк – машина сухопутная, действует в основном на открытой и пересечённой местности. Но современные модели способны маневрировать и по воде, и под водой, поэтому учения проходят не только на полигоне, но и на специально оборудованном вододроме.
В отсеке для экипажа всё очень плотно, ни одного лишнего сантиметра пространства. Броня толщиной 50-60 сантиметров – крепкая, надёжная. Тяжёлая техника (один люк над головой каждого члена экипажа весит 72 килограмма), рассчитана на слаженность и чёткость действий всей команды, которая во время учений проводит, не выходя из танка, немало часов.
– Экипаж – это самая дружная семья, – продолжает полковник Школяр. – Всё делают втроём: заряжают пушку, заправляют горючим, осуществляют техническое обслуживание. А во время боя всё зависит от действий каждого: ошибётся механик или наводчик – погибнет весь экипаж, командир своевременно не заметит противника или неверно поставит задачу – то же самое.
Спрашиваю: «Чем отличаются танкисты от представителей других войск?».
– Мы – на машинах. Всегда впереди, за нами – остальные. Вспомните любой военный фильм: первыми всегда идут танки, потом уже пехота. Мы принимаем удар и всех прикрываем.
Знакомлюсь с экипажем из второго батальона: совсем молодые ребята, июньского призыва, в июле только приняли присягу. Механик-водитель Владимир Магеря – из Кемерово, наводчик-оператор Сергей Чепкасов – из Пермского края. Командир экипажа (второй год служит здесь по контракту) сержант Дмитрий Ищук родом с Дальнего Востока, где закончил Дальневосточное высшее военное командное училище.
Отличники огневой, тактической, физической подготовки. Серьёзные глаза, строгие уставные ответы, осознание важности службы и понимание возложенной ответственности.
В наводчиков и механиков новобранцев отбирают по показателям здоровья, за три месяца проходит первый этап обучения, а осенью – боевая подготовка, вот тогда всё и проверяется: знания, умения, выносливость, слаженность работы команды.
Здесь всё рядом: строгие приказы и добрые шутки, суровая служба и взаимопонимание с полуслова, тяжёлые машины и люди – надёжные, уверенные, крепкие, сильные. Такие они, танкисты.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
Кстати
• Впервые в боевых действиях танки применила Англия во время Первой мировой. После этого все европейские государства взялись за разработку тяжелого механизированного вооружения.
• Первые отечественные танки появились в 1915-1917 годах. 31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово» вышел первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин». Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Всего построено было 17 таких танков, и каждый имел своё название.
• К началу Великой Отечественной на вооружении Красной армии стояли лёгкие Т-26, средние Т-34 и тяжёлые КВ-1.
• Сегодня на вооружении Т-72, Т-80, Т-90 и их модернизированные образцы.
© Редакция газеты «Камышловские известия»