Школа юных пилотов
Ученики Порошинской школы приняли участие в проекте «Школа юных пилотов», который реализует Дворец молодёжи совместно с Уральским учебно-тренировочным центром гражданской авиации.
В образовательном учреждении был создан «виртуальный кабинет», занятия проводили два раза в неделю. Участники проекта, а это учащиеся 10-11-х классов, в течение двух месяцев слушали лекции, смотрели учебные фильмы, сдавали зачёты. И с нетерпением ждали день, когда смогут подняться в воздух. И такой день настал.
Мы находимся в Уральском учебно-тренировочном центре гражданской авиации (Кольцово). Учащиеся прослушивают вводный инструктаж по охране труда и расходятся с преподавателями по учебным классам. Нам представлены четыре тренажёра – воздушные судна Р2002, Р2006 (Италия), СА-1 и Ан-2 (Россия). На каждом по два человека. Я стараюсь побывать в каждом учебном классе и посмотреть полёты учеников.
Тренажёр воздушного судна Р2002. Здесь занимаются пилоты Татьяна Коробейникова и Дарья Беляева. Девушки под руководством преподавателя А.С. Цвилюк изучают лётные характеристики воздушного судна, проходят предполётную подготовку рабочего места, проверку систем, агрегатов до и после запуска двигателя.
Затем под руководством преподавателя производят взлёт, полёт по прямоугольному маршруту на аэродроме тренировки и совершают посадку. За штурвалом – юный пилот Татьяна Коробейникова. Воздушное судно начинает разбег по взлетной полосе… Отрыв от земли. Мы постепенно набираем высоту до 300 метров. Перед глазами пилота экран в два десятка квадратных метров, медленно проплывает уральский пейзаж: поля, перелески, река…
Первые полёты были трудными. И руки, и голос дрожали от волнения, но с каждым очередным полётом наши юные пилоты допускали всё меньше и меньше ошибок.
За штурвалом самолёта Александра Прокопьева. Задание: совершить полёт в ночное время. Полёт проходит в штатном режиме, вверху ярко светят звёзды. Далеко внизу появляются огни посадочной полосы аэродрома. Саша производит посадку воздушного судна. Мы на земле.
За четыре часа каждый ученик пять-семь раз поднимался в небо. Время быстро пролетело. Интересуюсь у Анастасии Колесовой, как впечатления.
– Класс! Но немного кружится голова, – отвечает Настя.
Все за практическую часть получили зачёт. Преподаватель С.В. Салищев поставил пилотам Александру Кузнецову (11-й класс) и Артёму Воробьёву (10-й класс) «отлично». Вся группа после полётов была в восхищении.
В конце занятий куратор нашей группы А.И. Шипунов провёл ознакомительную экскурсию по учебно-тренировочному центру. Мы узнали историю Уральского УТЦ ГА, который был образован в ноябре 1939 года. На подготовку и тренировку сюда направлялись пилоты из Свердловска, Кургана, Перми, Оренбурга, Казани и Куйбышева. В годы войны перед УТО была поставлена задача подготовить 1500 лётчиков. После войны центр проводил переподготовку бывших военных лётчиков на пилотов гражданской авиации. В 1992 году центр, входивший до этого в структуру Уральского управления гражданской авиации, получил статус государственного образовательного учреждения.
На сегодняшний день здесь проходят переподготовку и повышение квалификации члены лётных экипажей воздушных судов, инженерно-технический персонал, идёт подготовка частных пилотов.
Во время экскурсии мы увидели работу пилотов на вертолёте. Ребята посмотрели кабины самолётов нескольких типов, сверхлёгкие воздушные суда, познакомились с тренажёром экстренной эвакуации пассажиров.
Большое впечатление осталось после осмотра кабины самолёта АН-12: на панели расположены десятки приборов, тумблеров и датчиков. Каждый сел в кресло первого пилота и представил себя командиром экипажа.
– Как всё это сложно, как много надо знать командиру и экипажу самолёта! – не удержалась ученица 10-го класса Ирина Гаврилова.
– Да, сложно, – продолжил наш экскурсовод. – Пилот должен быть профессионалом высшей квалификации, потому что ему доверена жизнь десятков людей.
Мои воспитанники впервые поднялись в небо, пусть даже на тренажёрах, но они летали над землей как птицы. Через год-два они окончат школу. Желаю им успешных стартов, полёта и мягкой посадки.
Валентин ТЕЛЕУСОВ, преподаватель Порошинской школы
На фото. За штурвалом самолёта ученица 10-го класса Анастасия Колесова.
© Редакция газеты «Камышловские известия»