В день Крещения Господня, или Богоявления, православная церковь вспоминает евангельское событие – крещение Господа нашего Иисуса Христа в реке Иордан от Иоанна Крестителя. Крестившись от Иоанна, безгрешный Господь взял на себя все грехи мира, которые были искуплены святой Жертвой Христовой на кресте, чтобы всякий верующий в него был избавлен от греха и его последствий – смерти, наследовал жизнь вечную в Царстве Небесном.
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, который берёт на себя грех мира» (Ин.1.29). От крещенской купели начался крестный путь Спасителя на Голгофу. Святитель Тихон Задонский писал: «Грехи наши он взял на себя, поэтому и казнь на него за них возложена… Помни возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили».
Второе название праздника – Богоявление, в память о чуде, произошедшем во время Крещения Господня. Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святой сошёл на Христа в телесном виде, как голубь, и глас с небес произнёс: «Ты сын мой возлюбленный; в тебе моё благоволение!» (Лк 3:21-22). Так в видимом и доступном для человека образе людям была открыта Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только сын человеческий, но и сын божий. Людям явился Бог.
Традиция крещенских купаний на Руси родилась в раннем средневековье, когда множество народа становилось христианами. Вторая традиция появилась на Святой земле в Иерусалиме. Там, после торжественного освящения вод 18 января в крещенский сочельник, на следующий день шли крестным ходом к реке Иордан, где воду освящали во второй раз. При этом оба освящения воды производились по одному чину, и вода считалась одной и той же крещенской святыней, или Великой агиасмой. Из Иерусалима эта практика постепенно распространилась по всем странам православного мира и к концу XVI века пришла на Русь.
Традиция купаний в крещенской проруби-иордани связана с именем царя Алексея Михайловича Романова, названного Тишайшим. В день Богоявления после торжественного богослужения из Московского кремля выходила торжественная процессия духовенства во главе с царём и патриархом. При большом стечении народа под звон колоколов процессия останавливалась на льду посередине Москвы-реки, где заранее была вырезана купель в виде восьмиконечного креста – иордани. Здесь патриарх совершал чин Великого водоосвящения.
Царь был человеком набожным и очень не любил, когда его бояре опаздывали на богослужения, тем более на Великое водоосвящение, где собирался весь народ от мала до велика. Опоздавших бояр царская охрана брала под руки и прямо в одежде бросала в ледяную воду. Промокших и озябших ослушников ждало царское прощение, чаша горячего вина с пряностями и сухая шуба. Под конец жизни Алексея Михайловича некоторые царедворцы специально опаздывали на Великое водоосвящение, чтобы потешить царя. Так происходило из года в год. Простой народ, смотревший на царскую забаву, тоже стал купаться в крещенской проруби. На погружения в ледяную воду смотрели как особый подвиг ради Христа. Так появилась народная традиция крещенских купаний, которая быстро распространились по Руси.
В Покровском кафедральном соборе 18 января в крещенский сочельник в 08.30 отслужена Божественная литургия, по окончании в 10.30 совершено великое освящение воды, после которого крещенскую воду раздают всем желающим. Вечером этого дня в 22.00 будет освящение Крещенской купели на озере Серебряном.
19 января в праздник Крещения Господня в Покровском соборе в 08.30 будет отслужена Божественная литургия, по окончании в 10.30 состоится крестный ход на реку Пышму, где будет совершаться освящение иордани. Приглашаем камышловцев и гостей города принять участие в праздничных богослужениях!
Дионисий АХАЛАШВИЛИ, диакон Покровского собора
© Редакция газеты «Камышловские известия»