У моей подруги кота сбила машина. Хозяйка отвезла его в ветлечебницу. Буську, чтобы не мучился, усыпили. И вернули тельце обратно, – учреждение утилизацией биологических отходов (так на профессиональном языке называют умерших животных) не занимается. Безутешной Татьяне пришлось нести Буську домой и хоронить в саду.
Некоторые (их, к счастью, немного) поступают с умершим четвероногим самым неблагодарным образом – выбрасывают на помойку. Большинство же закапывают трупы в лесопосадках, саду, на свалке. То есть в трагические для любящего хозяина моменты он вынужден искать питомцу место последнего упокоения. Чаще всего недостойное, хотя четвероногий был любимым «ребенком» в семье. Хоронить же приходится крадучись, под покровом ночи – над хозяином, как дамоклов меч, висит предупреждение Россельхознадзора. Оно вещает: закапывать трупы в населенном пункте – это нарушение санитарных норм, так как могилу могут разрыть собаки или играющие дети, трупные яды способны проникнуть в грунтовые воды и т.д. Так где же должно найти упокоение тело мохнатого друга? Обратимся к зарубежному и российскому опыту.
Вариант 1. Развеять прах
Россельхознадзор предлагает помещать животных в скотомогильник или утилизировать на специальных предприятиях.
– Скотомогильник – это день вчерашний. Технологии на месте не стоят, – делится своими мыслями ветврач М.А. Булдаков. – Современный и качественный способ утилизации, и не загрязняющий окружающую среду, – кремация. При сжигании биологических отходов происходит полное обеззараживание материала, и, например, свинокомплекс «Уральский» использует этот вид утилизации. Территория же скотомогильника пожизненно остается на карантине, там нельзя строить дома, пахать и выращивать сельхозпродукцию. Да и крематорий на территории города и района открыть гораздо легче: не требуется согласования со многими службами, единственное требование – соблюдение пожарной безопасности. В районе имеются три крематория – в Баранниковой, Скате и на свинокомплексе «Уральский», они работают, но там утилизируют сельскохозяйственных животных, а домашних отказываются принимать категорически. Есть надежда, что в 2013 году можно будет животных кремировать в биотермической яме на Фадюшинском полигоне. Но 100-процентной гарантии никто не дает. Услуги по утилизации в некоторых городах осуществляют службы, занимающиеся отловом домашних животных, но в Камышлове их нет.
В области есть лишь одно специализированное предприятие, которое отправляет в печь погибших. Но туда питомца надо везти самим.
А это многим не под силу и физически, и материально. Да и хватит ли духу у каждого отправить своего любимца на «переработку»? И кто может гарантировать, что владелец получит прах именно своего любимца, без примесей нескольких десятков других животных и прочих биологических остатков?
Вариант 2. Памятник Шарику
Вопрос захоронения братьев наших меньших до сих пор окончательно не решен и на федеральном уровне. Но четыре года назад в Москве открыли Центр животных. Он занимает два гектара, находится рядом с человеческим кладбищем и специализируется на усыплении, кремации, захоронении праха животных. В некоторых городах России есть бюро ритуальных услуг, там помогают проводить в последний путь домашних питомцев, правда, за приличные деньги. В таких провинциальных городках, как наш, ни одна организация, занимающаяся похоронами людей, не согласится прийти на помощь. Мои звонки в несколько подобных агентств с просьбой похоронить собаку вызвали шок, замешательство и отказ: животными они не занимаются. «Да и кладбища такого нет», – резонно объяснили мне собеседники.
– По существующим ныне ветеринарно-санитарным правилам утилизации биологических отходов, – поясняет М.А. Булдаков, – запрещено захоронение животных в земле. Да, в Европе есть кладбища для животных, но они больше напоминают колумбарий, в нишах которого устанавливаются чаши с прахом кремированного любимца.
А я вспомнила рассказ моей знакомой, побывавшей в Финляндии. Там есть кладбища для животных. Никаких заборов, охраны, огромных монументов. Всего лишь один звонок в специальную службу – и участок с полуметровой ямкой в вашем распоряжении на 20 лет, с последующим продлением еще на 20. Требование только одно: животное должно быть завернуто в материал, который легко разлагается. Удивительно, но там захоронение домашних любимцев не запрещено законом и, как оказывается, не представляет угрозу санитарному благополучию. Видимо, финские собаки и кошки намного экологичнее российских…
Попытку открыть кладбище в Свердловской области предпринял рабочий Каменск-Уральского алюминиевого завода. Она оказалась весьма успешной – первое время. Потом «последний приют» закрыли, прикрывшись массой инструкций, предписаний и правил…
Но открытие муниципального кладбища для животных в Камышлове – насущная проблема, и ее решение должны инициировать местные власти. А территорию для зоонекрополя можно найти вдали от жилых построек. Тем более, что во всех цивилизованных странах выделяют землю под такие захоронения. Наверное, и нам пора следовать хорошей и гуманной традиции. Возможно, к этому подключатся частные предприниматели, почему бы нет? Многие любящие хозяева захотят похоронить своего любимца «по-человечески», увековечив память о нем на надгробном камне.
Не правы те, кто считает, что у нас и людей-то по-человечески порой не хоронят, а тут животных «очеловечивают». Но ведь принято считать, что народ ценят по тому, как он относится к животным… В Европе и США кладбища для домашних животных существуют не один десяток лет.
Пока же выбора нет, и захоронение питомцев – дело рук самих хозяев. Они действуют вопреки предписаниям надзорных органов, но выполняют свой моральный долг – предают земле четвероногих друзей. Разве их кто-то осудит?
Ирина ПЕТРОВА.
Кстати
В России содержится 25 млн. кошек и около 20 млн. собак. У 40 процентов российских семей есть хотя бы один домашний питомец.
В Интернете появились виртуальные кладбища животных. На специальном сайте хозяин заводит страничку памяти о своем мохнатом любимце.
© Редакция газеты «Камышловские известия»