Какие ассоциации приходят в голову при слове «космонавтика»? Ну конечно, в первую очередь – имена героев: Гагарина, Титова, Леонова, Гречко, Терешковой, Джанибекова и тех, кто шёл следом. В моём детстве мы знали в лицо многих космонавтов, восхищались ими, смотрели новости об очередном запуске и приземлении. Само слово «Байконур» было из разряда мечты, фантастики. Оттуда, с космодрома, взлетали ракеты, каждый запуск был событием, которое обязательно показывали по телевизору. Про Байконур знают и сегодня, конечно. А вот кто слышал о таком казахстанском городе – Аркалык? Построили его когда-то посреди степи всего в трёх-четырёх сотнях километров от Байконура. Чем он известен? Сюда, в окрестности Аркалыка, приземлялись космонавты, если метеоусловия не меняли заданную точку посадки.
И оказывается, живут у нас в селе Скатинском люди, которые были свидетелями нескольких исторических приземлений. Это Николай Матвеевич Кирдан и его жена Лилия Матвеевна. Да что там свидетелями, даже участниками! Но обо всём по порядку. Супруги неторопливо вспоминают, рассказывая, как это было.
Сумасшедший грохот далеко разносится – и в небе появляется красивый оранжевый купол
– Когда в совхоз приезжала поисково-спасательная группа и на улицах появлялись автомобили-«амфибии», все понимали, что скоро посадка, – рассказывает Лилия Матвеевна. – К месту посадки люди приезжали отовсюду. Машин в степи стояли тысячи, все хотели взглянуть на космонавтов.
Когда во время приземления корабль проходит через слои атмосферы, снизу это кажется взрывом: такой громкий раздаётся хлопок. «Мягкость» посадки обеспечивают тормозные двигатели и парашюты.
– Слышим: ба-бах! Сумасшедший грохот далеко разносится – и в небе появляется красивый оранжевый купол, – продолжает Лилия Матвеевна. – Женщины себе даже на юбки куски ткани разбирали. Хорошая ткань, прочная, красивая и дефицитная в то время была.
– Кабина на землю опускается вся в копоти, обгоревшая, – вспоминает Николай Матвеевич. – Часто в воздухе её сопровождали вертолёты. Для некоторых экипажей на земле надували большую палатку, а некоторых сразу, когда освободят из кабины, размещали по вертолётам и увозили. Причём каждого – в отдельном вертолёте. Видимо, тактика такая.
Больше всего запомнились Николаю Матвеевичу встреча экипажа советско-американского проекта «Союз»-«Аполлон» в 1975-м и посадка Светланы Савицкой после её первого полёта в 1982 году.
– «Союз»-«Аполлон» встречали с вертолётами, – говорит он. – Мы помогали космонавтов из кабины освобождать. Леонов своими ногами пошёл, а второго космонавта на руках понесли. А для Савицкой надували палатку…
Не в диковинку было местным жителям приземление космонавтов. Привычное дело. Места такие, космонавтские. Из расплавившихся кабин особо предприимчивые даже умудрялись сооружать себе гаражи. А потом начался упадок, как и всюду в 90-е.
Год Николай Матвеевич и Лилия Матвеевна прожили практически без электричества в холодном посёлке. А зимы в Казахстане – ещё одна «визитная карточка» республики. Бураны такие, что на расстоянии вытянутой руки ничего не видно. И пришлось уехать. На Урал, ближе к родным.
Но до сих пор перед глазами, говорят мне супруги, прекрасные поля тюльпанов и бескрайние степи. И оранжевый купол в ярко-голубом небе. Как это забудешь?
Кстати
15 июля 1975 года с космодрома «Байконур» и с мыса Канаверал были запущены корабли «Союз» и «Аполлон». В экипаж «Союза-19» входили Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), на «Аполлоне» летели Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). «Союз-19» приземлился 21 июля 1975 года, «Аполлон» – 24 июля 1975 года.
Галина ШИПИЦЫНА
Фото Андрея Зайкова.
На фото. Николай Кирдан – очевидец и даже участник нескольких приземлений космонавтов.
© Редакция газеты «Камышловские известия»